• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дискуссионное Средневековье

Цикл встреч «Дискуссионное Средневековье» является частью проекта «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия». Дискуссии такого рода имеют целью выносить на обсуждение специалистов те или иные спорные проблемы сравнительной истории Запада и Востока Европы, прежде всего — Запада Европы и Руси/России. Наша надежда состоит в том, что, может быть, такие дискуссии помогут созданию нового поколения учебных пособий, которые — в частности! — вводили бы студенчество (и — всех заинтересованных!) в самую гущу острых, важных, сложных познавательных проблем, которые возникают (и — в большом числе!), как только кто-либо идет на риск взглянуть на историю «Востока» и «Запада» с провоцирующе-сопоставительной (но — серьёзной в методологии и интенциях!) точки зрения.
С конца 2017 года в «Дискуссионном средневековье» сложилось особое направление: цикл семинаров, проводимых совместно с Центром франко-российских исследований, посвященных разным аспектам истории христианства в Средние века и раннее Новое время. Особое внимание в этих семинарах уделяется проблеме религиозного насилия в христианских культурах запада и востока «большой Европы».
Автор общей идеи, разработчик концепции цикла и организатор встреч — Михаил Дмитриев

Состоявшиеся дискуссии:

2022

16 декабря 2022 года. Киево-Могилянская Академия и трансформация византийско-православных традиций в культуре Украины, Белоруссии и России в XVII веке.
30 мая 2022 года. Как писать историю русского города XVII века? Пример Ярославля
26 апреля 2022 года. Исламская идентичность средневековой Европы? Презентация книги И.И. Варьяш «Мусульманская Европа. Сигналы идентичности»
2 марта 2022 года. Социальная дисциплинаризация в церковных приходах Московской Руси XVII в.?

2021


10 декабря 2021 года. Католицизм и социальная дисциплинаризация в Европе XVII в.
18 ноября 2021 года. Максим Грек, между традицией и обновлением. Модернизация в России XVI в.?
22 октября 2021 года. Социальная дисциплинаризация в католической Франции XVII в.?
23 июня 2021 года. От «иудейская мудрствующих» конца XV века – к субботникам XIX века?
21 июня 2021 года. Русь Московская и Русь Литовская на рубеже XIV и XV вв.
14 июня 2021 года. Книжность русских и украинско-белорусских земель в XIV – XVI вв.: общее и отличия.
25 мая 2021 года. Московиты против мадиамлян, амаликитян и жителей Иерихона? Тема «нечистых народов» в культуре Русского государства в конце XVII в.
12 мая 2021 года. Книжность и книжная культура русских и украинско-белорусских земель в XIV–XVI вв.: состояние исследований, спорные вопросы.
2 марта 2021 года. Православные и еврейские книжники в Московской и Литовской Руси в XV–XVI вв.: иудейско-христианское сотрудничество? христианский гебраизм? христианский иудаизантизм? иудейский прозелитизм?
25 января 2021 года. Католицизм в эпоху Тридентского собора: Контрреформация или католическая Реформа?

2020

30 ноября 2020 года. Сосуществовать в нетерпимости? Почему религиозное насилие восторжествовало в XVII в. во Франции, Центральной Европе, в Речи Посполитой?
26 октября 2020 года. Религиозное насилие и веротерпимость в истории Речи Посполитой, XVI—XVII вв.
28 сентября 2020 года. Дискурсы веротерпимости и религиозного насилия  в православной культуре Великого княжества Литовского и Польского королевства, XV–XVI  вв.
19 июня  2020 года. Как изобразить ненависть? «Иноверцы» в миниатюрах Лицевого свода.
18 июня 2020 года. Украина в середине и второй половине XVII в.: состояние историографии и спорные научные вопросы.
27 мая 2020 года. Религиозное насилие в идеологии, ментальности и практике Тридцатилетней войны.
20  апреля 2020 года. Православное, «руськое», «белорусское» в самосознании населения украинских земель в середине XVII  в.
25 февраля 2020 года. Язычество в Великом княжестве Литовском, XIII–XV вв.: как на него смотрели православные и католические властители и духовенство?
23 января 2020 года. Религиозное насилие и веротерпимость в опыте английской Реформации (XVI–XVII вв.)

2019


18 декабря 2019 года. Реформация в Англии: проблема конфессиональной идентичности «церкви Англии».
27 ноября 2019 года. Православие и «не-православие», благочестие и «нечестие» в христианской культуре Московской Руси.
2 октября 2019 года. И снова — ересь? Дискурсы «еретического» в христианской культуре Запада и Востока Европы в Средние века.
13 июня 2019 года. Ересь… Ересь!!  Ересь?? Дискурсы «еретического» и проблема религиозного насилия в христианских традициях (Средние века и  раннее Новое время).
23 мая 2019 года. Трудные вопросы истории святости: теозис, кенозис, юродство, языческие пласты в культе святых.
16 мая 2019 года. Крестовые походы — уникальный феномен западноевропейского средневековья?
18 апреля 2019 года. Культ святых и представления о святости в Средние века: перспективные исследовательские вопросы.
21 марта 2019 года. Что мы сегодня знаем об отношениях мусульман и христиан на Балканах в период Османской империи?
28 февраля 2019 года. Иеротопия: pro и contra. Состоялось ли новое направление в  изучении христианской культуры?
2 февраля 2019 года. Выездной семинар в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Состояние исследований по истории культа святых в средневековой Европе.
1 февраля 2019 года. Выездной семинар в Нижегородской духовной семинарии. Что значило быть католиком во Франции XVII века?
21 января 2019 года. Насилие во имя Библии в опыте религиозных войн XVI–XVII вв.: экзегеза, идеологии, ментальности в обосновании нетерпимости к «еретикам» в западнохристианских и православных культурах Европы.
17 января 2019 года. Откуда столько религиозной ненависти? Загадка нетерпимости в истории христианской Европы.
14 января 2019 года. Влияние протестантизма и католицизма на православную культуру Украины, Белоруссии и России в XVII в.

2018


6 декабря 2018 года. Богословское наследие средневековой Руси в православной культуре России XVIII–XIX вв. культуре.
24 мая 2018 года. Иудаизм, эллинизм и начальное христианство: взаимосвязи.
18 мая 2018 года. Третий Рим: рождение теории.
14 мая 2018 года. Мусульмане в Византии и в Московской Руси: интеграция без ассимиляции?
24 апреля 2018 года. Московская Русь и «Запад»: дипломатия как лаборатория культуры в XVII — начале XVIII вв.
26 марта 2018 года. Загадка христианской легитимации религиозного насилия в раннее Новое время.
22 февраля 2018 года. Образ Отечества в представлениях гетмана Ивана Самойловича и его окружения.
12 февраля 2018 года. Религиозные войны на западе и на востоке Европы в XVI–XVII  вв.?

2017


22 ноября 2017 года. Как сегодня изучать историю христианства в Европе?
24 октября 2017 года. Круглый стол «Христианские традиции и секулярное / «светское» в истории Франции и России. Предмет исследований, предмет преподавания».
17 октября 2017 года. Град Божий: идея церкви как политическая проблема.
14 сентября 2017 года. Реформация в истории Европы и Запада: что нужно изменить в наших университетских курсах?
26 мая 2017 года. Мифы границ? Национальное и региональное в истории России и Франции, XV–XIX вв.
25 мая 2017 года. Национальное, этническое и конфессиональное в дискурсах национальной идентичности во Франции (XV–XVII вв.).
22 мая 2017 года. Религиозное, военно-политическое и правовое насилие в истории христианской Европы в раннее Новое время: состояние исследований, нерешенные вопросы, воздействие на культуру модерна.

2016


22 сентября 2016 года. Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV–XVI вв.
21 апреля 2016 года. Отношения между церковью и государством с точки зрения истории французского протестантизма в XVI–XVIII вв. Доклад профессора Юбера Боста.
15 апреля 2016 года. Современная историография генезиса наций в Италии и Франции .
12 апреля 2016 года. Мораль как условие истории?
5 апреля 2016 года. Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Вестфальский мир (1648 г.): рождение модерной модели религиозно-культурного плюрализма?
29 марта 2016 года. Natio Ruthenorum? Украина? Малая Россия? Протонациональные дискурсы в культуре украинско-белорусских земель (XIV–XVIII вв.)
25 февраля 2016 года. Современная историография генезиса модерных наций (Германия, Франция, Греция). Доклады О.Е. Петруниной, А.В. Доронина и М.В. Дмитриева.
28 января 2016 года. Почему британцы все еще не были британцами в раннее Новое время?!. Доклады С.Е. Федорова и А.А. Паламарчук.

2015


19 ноября 2015 года. Христианство, «национальные» мифы и Wir-Gefühl в культурах Запада и Востока Европы, XIII–XVII вв. Доклады М.А. Юсима и К.Ю. Ерусалимского.
10 декабря 2015 года. Иеротопия в христианской культуре: византийский мир и Западная Европа. Доклад А.Д. Охоцимского.
25 ноября 2015 года. Konfessionalisierung в истории западнохристианских обществ раннего Нового времени. Доклад М.А. Корзо.
27 октября 2015 года. Conditions for political participation in Europe before 1800. Доклад Вима Блокманса.
6 октября 2015 года. От nationes Средневековья к нациям Нового времени на Западе и Востоке Европы.
10 сентября 2015 года. Талмуд и христианство на востоке и западе Европы в Средние века: точки пересечения и точки взаимодействия.
26 июня 2015 года. Как изучать и как преподавать СРАВНИТЕЛЬНУЮ историю религиозных и культурных традиций православного Востока и латинского Запада Европы?
22 мая 2015 года. Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы (4): Становление культов святых князей в Киевской Руси.

2014


27 ноября 2014 года. Понятие империи на Востоке и Западе Европы. Доклад Жана-Мари Лё Галля.
16 октября 2014 года. Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы-3.
11 сентября 2014 года. Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы-2.
9 июня 2014 года. Религиозное насилие в христианской культуре Запада и Востока Европы в раннее Новое время.
29 мая 2014 года. Святость и культ святых в христианской культуре Запада и Востока Европы.
17 апреля 2014 года. Ratio, revelatio, illuminatio в христианской культуре Запада и Востока Европы.

2013


8 октября 2013 года. Раннехристианские традиции в культуре «Запада» и «Востока» Европы: велики ли различия?
21 июня 2013 года. Sacrum в христианской культуре Востока и Запада Европы в Средние века

2012


19 декабря 2012 года. « Секулярное» в христианской культуре Востока и Запада Европы в Средние века
17 мая 2012 года. Сходными ли были истоки «национального» на Востоке и Западе Европы?
 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.