Сосуществовать в нетерпимости? Почему религиозное насилие восторжествовало в XVII в. во Франции, Центральной Европе, в Речи Посполитой?
Публикуем репортаж Андрея Шпирта о круглом столе, посвященном факторам, приведшим к победе религиозной нетерпимости над веротерпимостью в большей части европейских стран в XVII в.
Л.А. Пименовой (МГУ) «От Нантского эдикта 1598 г. к эдикту в Фонтенбло в 1685 г.» также отметила анахроничность понятия «толерантности», которое не упоминалось ни в тексте Нантского эдикта, ни и в других источниках той эпохи. Речь шла о временной уступке протестантам или вынужденной терпимости к «ереси». Несмотря на то, что эдикт даровал протестантам религиозные и гражданские права, их неравноправие можно увидеть на уровне языка документа: святая католическая церковь и «так называемая реформатская церковь». Таким образом, между Нантом и Фонтенбло обнаруживается определенная смысловая преемственность. Французских протестантов называли мятежниками и врагами государства, обвиняли в сношении с англичанами и голландцами, в них видели религиозных фанатиков и угрозу государственному единству. Гонения на гугенотов считались проявлением добродетели и преданности делу католической Церкви.
Эдикт в Фонтенбло встретил общественную поддержку; его восхваляли не только представители католического духовенства, но и выдающиеся французские писатели эпохи: драматург Жан Расин, моралист Жан де Лабрюйер, философ и историк Роже де Бюсси-Рабютен, просветитель Антуан Арно («Великий Арно») и др.