• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Konfessionalisierung в истории западнохристианских обществ раннего Нового времени.

25 ноября 2015 года прошла очередная дискуссия из цикла "Дискуссионное Средневековье", построенная вокруг доклада Маргариты Корзо на тему "История конфессии через призму катехизиса: евангелическо-реформатская традиция Речи Посполитой XVI–XVII вв."

Теме "Konfessionalisierung в истории западнохристианских обществ раннего Нового времени" была посвящена прошедшая 25 ноября  2015 года в Школе исторических наук НИУ ВШЭ очередная академическая дискуссия из цикла «Дискуссионное Средневековье».

«Дискуссионное Средневековье» - это цикл именно дискуссионных встреч, задача которых состоит в том, чтобы выносить на обсуждение специалистов те или иные спорные проблемы сравнительной истории Запада и Востока Европы, прежде всего – Запада Европы, Руси и России. Ещё одна цель «Дискуссионного средневековья» состоит в том, чтобы найти способы модернизировать и обогатить  университетские курсы по средневековой истории новыми идеями, поворотами, приёмами, знаниями о современном состоянии мировой медиевистики.

 

В этот раз в центр дискуссии (собравшей около дюжины участников) был поставлен вопрос о сходстве и несходстве православного региона Европы с «латинским» Западом в том, что касается процессов «конфессионализации» (Konfessionalisierung) как особого и важного этапа в эволюции и западного христианства, и западных обществ в раннее Новое время. Само понятие было введено в научный оборот Е. Цееденом, Х. Шиллингом и В. Райнхардтом к сегодняшнему дню оно обосновано большим корпусом  фундаментальных исследований; проблематика «конфессионализации» имеет большое значение в исследовании и преподавании истории христианства на Востоке и Западе Европы. Лидером этой исследовательской школы можно считать Х. Шиллинга. Сформулированное им понимание «конфессионализации» таково: 

“The concept of confessionalisation... is based on the fact that in pre-modern Europe, no differently during the Middle Ages than in the early modern period, religion and politics, state and church were structurally linked together, so that under the specific conditions of the early modern period the effects that religion and the church had upon society were not separate parts of a larger phenomenon, but rather affected the entire social system and formed the central axis of state and society. The connection was especially close during the Reformation era and in the subsequent confessional period. Religion and politics were also nor entirely separated during the later early modern period, even though the modern separation of both spheres had already been theoretically worked out during the Enlightenment period. The concept “confessionalization”, as we use the term, contains this political and societal dimension. “Confessionalization” signifies a fundamental process of society, which had far-reaching effects upon the public and private life of individual European societies. In most places this process ran parallel to, though occasionally in opposition to, the rise of the early modern state and the formation of an early modern society of disciplined subjects. In contrast to medieval society the early modern state was no longer fragmented and united primarily through bonds of personal and feudal loyalty, but rather was organized institutionally and by territory. There was also a certain reciprocal interaction with the chronologically parallel processes that gave birth to a modern capitalist economic system” (Schilling H., Confessionalization in the Empire: Religious and Societal Change in Germany between 1555 and 1620, in: Schilling H. Religion, Political Culture and the Emergence of Early Modern Society. Essays in German and Dutch History. Leiden: Brill, 1992).

 

Само понятие и соответствующие исследования становятся частью научного и университетского обихода и в России (см., например: М.В. Дмитриев. Макс Вебер, конфессионализация и православная Европа // Католицизм, православие и европейская идентичность. Материалы международного круглого стола. Москва, РГГУ, 22 мая 2007 года); Дмитриев М.В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века? // В кн.: Дрогобицький краеєзнавчий збiрник Вып. XVI. Дрогобич : Коло, 2012. С. 133-152).

Дискуссия о конфессионализации в «латинской культуре» Востока Европы была долгой, оживленной и очень заинтересованной. Она была предварена блестящим докладом Маргариты Анатольевны Корзо, резюме которого опубликовано ниже.

М.А. Корзо (ИФАН РАН).

История конфессии через призму катехизиса: евангелическо-реформатская традиция Речи Посполитой XVI–XVII вв.

Вторая половина XVI– начало XVII вв. стали периодом формирования догматического «облика» евангелическо-реформатской традиции в Польше. Этот «облик» складывался и эволюционировал под влиянием двух факторов: (1) диалога, а иногда и конфронтации с лютеранами и «чешскими братьями»; (2) в результате полемики не только с внешним врагом (католиками), но и с «внутренним противником» – антитринитариями разных оттенков.

В Речи Посполитой «катехизисом» называли: (1) краткое наставление в вопросно-ответной форме (основные положения вероучения и христианской морали) и (2) пространные песенники (в составе: Псалмы, песни, молитвы, и т.н. «Домашнее пастырство»). «Катехизисом» могли называть и элементарные учебники, где помимо части грамматической была и часть катехетическая (использовалась и для освоения навыков чтения, и для освоения основ вероучения).

В Речи Посполитой не получили широкого распространения такие формы катехизисов, как «летучие листки» и песнопения.

На уровне вероучительных текстов конфессионализация сопровождалась процессом активных заимствований. В середине XVI в. для становящейся евангелическо-реформатской традиции в Польше главным источником «вдохновения» выступала лютеранская традиция. Во второй половине столетия усиливаются женевские влияния, а также влияния из Страсбурга и Базеля. На рубеже XVI–XVII вв. доминируют влияния польской ветви общины «чешских братьев».

Катехетические тексты Кальвина и т.н. «кальвинистского круга» не оказали практически никакого влияния на формирование вероучительного «облика» евангелическо-реформатской традиции в Речи Посполитой, которую на этом основании нельзя называть «кальвинистской».

Из понимания концепции «конфессионализация» как процесса обособления разных конфессий на доктринальном уровне, как стремления упорядочить и придать законченные очертания своему вероучению (что нашло свое выражение в выработке т.н. конфессий – вероучительных сводов) закономерно следует предположение, что эти процессы сопровождались постоянным дистанцированием, попытками постоянного отмежевания от «другого».

Катехетические памятники польских реформатов опровергают это предположение. Конфессиональный облик данных текстов формировался в результате активных межконфессиональных влияний и даже заимствований. Размежевание могло декларироваться, но на практике польские реформаты собирают свои тексты как мозаику из фрагментов текстов, которые создавались в рамках иных конфессиональных традиций.