• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурные модели европейского Средневековья

Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ в 2020 году.

Результаты работы

На основании разностороннего анализа источников было выяснено,

  • что попытка введения автокефалии русской церкви в 1051 — 1052 гг., несмотря на неудачу, привела к переосмыслению ряда византийских образцов и началу автономизации древнерусской церковной культуры по целому ряду параметров;

  • что рассмотрение полиномии в древнерусском обществе позволяет не только уловить трансформацию скандинавских моделей имянаречения, но и очертить контуры нескольких могущественных семейств в составе древнерусской элиты, близких по своим статусу и возможностям к князьям;

  • что на рубеже XII и XIII вв. происходит серьезный сдвиг в западной культуре — одновременно в словесности и в изобразительном искусстве — в отношении к телесности и материальности;

  • что архивный документ о неизвестном посольстве Василия III к Максимилиану I в 1515 г. доказывает хорошее знакомство московского двора с канцелярским делопроизводством в Священной Римской империи;

  • что представления о толерантности и нетерпимости, мультикультурализме и культурной унификации в польской культуре XVI — XVII вв. принципиально отличались от аналогичных представлений в украинско-белорусской культуре того  же времени.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Участники проекта неоднократно принимали участие в российских и международных семинарах, коллоквиумах и конференциях, делали персональные доклады, читали лекции, спецкурсы, выступали перед широкой публикой, представляя те или иные результаты проекта. Помимо этого, был подготовлен ряд публикаций (см. список в отчете).  По итогам проекта предполагается издание труда (очередного сборника Polystoria) в Издательском доме Высшей школы экономики.

Публикации по проекту

Avdokhin A., Shakhov Y. Christianizing Statues Unawares? Imperial Imagery and New Testament Phrasing in a Late Antique Honorifi c Inscription (IEph 4.1301)  // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik.  2020. Vol. 216. P. 55-68. 

Александрова М. А. Долговые обязательства и векселя в практике иностранных займов английской короны в середине XVI в.  // Средние века.  2020. Т. 81. № 2. C. 46-74. doi

Виноградов А. Ю. Неизвестный крестово-купольный храм X века в Хосте (Краснодарский край)  // Архитектурное наследство.  2020. Т. 72. C. 13-20. 

Виноградов А. Ю. Херсонес – Херсон, Пантикапей – Воспор: вопрос идентичности или общеимперский процесс?  // Вестник древней истории.  2020. Т. 80. № 4. C. 995-1006. doi

Литвина А. Ф.Успенский Ф. Б. Судьбы варягов на Руси XI–XII вв.(Якун Слепой, Шимон / Симон и его сын Георгий)  // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение.  2020. Т. 1. № 1. C. 76-100. doi

Năstăsoiu D., Rossi M. A., Sullivan A. I. The St. Nicholas Church in Ribiţa, Hunedoara County  // Mapping Eastern Europe (North of Byzantium).  2020. 

Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. Подлинные и мнимые имена Бориса Годунова  // Slovĕne.  2020. Т. 9. № 1. C. 185-231. doi

Виноградов А. Ю., Коробов М. В. Christian Identity of the Crimean Goths, in: Amsterdamer Beiträge zur älteren Germanistik. Лейден : Koninklijke Brill NV, 2020. С. 170-192. 

Виноградов А. Ю. О времени создания Ростовской епископии, in: История и культура Ростовской земли. 2019. Ростов , 2020. С. 23-32. 

Aleksandrova M. Markets and their Agents in History: Some Theoretical Reflections, in: Markets and their Actors in the Late Middle Ages. Berlin : De Gruyter, 2021. С. 121-144. 

Boytsov M. Aromatibus conditur. Zu welchen Zwecken und mit welchen Methoden wurden die Leichen der Herrscher konserviert?, in: La mort du roi: réalité, littérature, représentation / Der Tod des Königs: Realität, Literatur, Repräsentation. Wiesbaden : De Gruyter, 2021. С. 71-102. 

Boytsov M. Die Chronologie eines Kaisertodes. 1493, in: La mort du roi: réalité, littérature, représentation / Der Tod des Königs: Realität, Literatur, Repräsentation. Wiesbaden : De Gruyter, 2021. С. 265-272. 

Воскобойников О. С. Николай Маньякуция и живые иконы в Риме XII века  // Новое литературное обозрение.  2021. № 168. C. 69-87. 

Năstăsoiu D. A Holy Abbess between Byzantium and the West: Euphrosyne of Polotsk as Monastic Founder and Saint // Convivium. Exchanges and Interactions in the Arts of Medieval Europe, Byzantium, and the Mediterranean. Seminarium Kondakovianum Series Nova. 2021. Vol. 8. No. 2. 

Avdokhin A. Epigraphy of Contested Spaces: Doctrinal Identities, Imperial and Local Agencies in an Inscribed Letter of Justinian (IEph 1353), in: Space and Communities in Byzantine Anatolia. Chicago : University of Chicago Press, 2021. С. 175-190. 

Boytsov M. Das Goldene Tor von Vladimir, Kaiser Friedrich Barbarossa und die Rätsel von Vasilij Tatiščev, in:  StauferDinge. Materielle Kultur der Stauferzeit in neuer Perspektive. Festschrift für Knut Görich . Regensburg , 2021. С. 68-88. 

Виноградов А. Ю. Столичные мастера в Юго-Западной Анатолии начала Х века (Маставра и Исламкёй)?, in: Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь Ольги Сигизмундовны Поповой. Москва : Государственный институт искусствознания, 2021. С. 40-49. 

Воскобойников О. С. Марсилий Падуанский и его трактат "Перенос империи", in: Анатомия власти: государи и подданные в Европе в Средние века и Новое время. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 414-422. 

Năstăsoiu D. Old vs. Modern: Aesthetics of Late Gothic and Renaissance Forms among Saxon Patrons in Sixteenth-century Transylvania, in:  Lateness and Modernity in Medieval Architecture . Berlin : De Gruyter, 2021. 

Яцык С. А. Бонифаций VIII. Слава, хвала и почет. Булла о канонизации Людовика IX Святого. Вступление, перевод и примечания Светланы Яцык, in: Анатомия власти: государи и подданные в Европе в Средние века и Новое время. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 443-458. 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.