• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От «иудейская мудрствующих» конца XV в. — к субботникам XIX века?

Резюме выступлений Татьяны Хижей и Михаила Дмитриева, прозвучавших 23 июня 2021 года

Лицевой свод 1490 года

Лицевой свод 1490 года


23 июня 2021 года Лаборатория медиевистических исследований, Центр франко-российских исследований в Москве и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ провели онлайн воршкоп «От “иудейская мудрствующих” конца XV в. — к субботникам XIX века?».

Семинар открылся докладом Татьяны Игоревны Хижей (Владимирский ГУ) на тему «О влиянии иудаизма на движение русских субботников в начале XIX века». Резюме доклада опубликовано ниже. С дополнительным сообщением на тему «По следам иудаизантов в православной среде Восточной Европы в XVI-XVII веках» выступил М.В. Дмитриев (МГУ-ВШЭ). Резюме сообщения также опубликовано ниже.

23 июня мы продолжили дискуссию, начавшуюся в предшествующем воркшопе на близкую тему: «Православные и еврейские книжники в Московской и Литовской Руси в XV – XVI вв.: иудейско-христианское сотрудничество? христианский гебраизм? христианский иудаизантизм? иудейский прозелитизм?». Воркшоп был построен вокруг двухчасового (!) доклада проф. М. Таубе (Иерусалимский университет). Подробный отчет-репортаж А.М. Шпирта опубликован на сайте Лаборатории. А исследовательская встреча 2 марта, в свою очередь, стала продолжением семинара 21 декабря 2020 «Христианский взгляд на иудаизм в позднее средневековье: опыт Руси в XV в.» с докладами А.И. Грищенко и С.Ю. Темчина.

Эта же проблематика рассматривалась в семинарах и воркшопах предшествующих лет; отчеты о них и резюме некоторых докладов помещались на сайте Лаборатории медиевистических исследований и Центра украинистики и белорусистики. 


Т. И. Хижая (Владимирский ГУ).
О влиянии иудаизма на движение русских субботников в начале XIX в. (резюме доклада).
В докладе была предпринята попытка рассмотреть способы коммуникации между иудействующими и евреями в первых десятилетиях ΧΙΧ в. и оценить ее последствия. Источниками для исследования послужили документы, касающиеся сектантов (главным образом, материалы судебно-следственных процессов), которые были отысканы в архивах России и Молдовы.

Анализ следовал географическому принципу. Сначала были представлены дела, отражающие связи между субботниками и ашкеназами за пределами черты еврейской оседлости. Непосредственному вступлению в контакты предшествовал подготовительный период, когда крестьяне-«ветхозаветники» начали соотносить себя не только с библейским Израилем (это было характерной чертой их мироощущения), но и с современниками-иудеями.

Следственные процессы, датируемые 1810-1820 гг. и относящиеся к внутренним губерниям Российской империи, свидетельствуют о: 1) возможности субботническо-еврейских контактов, несмотря на наличие черты оседлости; 2) взаимном стремлении к этому общению; 3) попытках иудеев внушить последователям «Моисеева закона» мысль о некоей ущербности их веры и указать в качестве идеала раввинистическую традицию; 4) непосредственном приобщении сектантов к религиозным практикам иудаизма. Более того, одно из дел (пока оно является уникальным) детально отражает процесс передачи ашкеназской традиции иудаизантам. Еврей из города Пинска и молоканин-субботник из Воронежской губернии в течение двух-трех месяцев регулярно встречались в Петербурге; в ходе этих встреч еврей переводил для русского крестьянина заповеди Торы и молитвы из Сидура, составлял для него инструкции о соблюдении иудейских праздников, постов, обрезания, кашрута и других еврейских обычаев, написал и передал ивритский алфавит.

Источники первых десятилетий ΧΙΧ в. свидетельствуют о знакомстве иудействующих с популярным в ортодоксальной иудейской среде антихристианским караимским трактатом «Хиззук Эммуна», фрагменты которого были переведены на русский язык. В целом, коммуникация между евреями и субботниками способствовала дехристианизации религиозного движения.

Мною обнаружены документы, указывающие на контакты между ашкеназами и последователями «Моисеева закона» и на территории черты оседлости – в Екатеринославской, Кавказской и Бессарабской губерниях. Фигуранты этих дел посещали синагоги, пользовались услугами моэлей, перенимали еврейские обычаи.

Особенно интересной оказалась история бессарабских сектантов, которые тесно общались с местными евреями, изучали иврит, принимали идишские имена, носили еврейскую одежду, вступали в браки с иудеями, что указывает на прохождение ими гиюра и трансформацию идентичности. Большая часть их в 1825 г. в соответствии с решением властей была переселена на Кавказ. Однако некоторые из них, возможно, плотно интегрировались в иудейскую общину и впоследствии практически не отличались от евреев. Специфические условия, сложившиеся в губернии, присоединенной в начале XIX в. к Российской империи, отсутствие в ней в течение некоторого времени жесткого социального контроля над религиозными диссидентами, наличие многочисленной еврейской общины обусловили особенности развития субботничества в этом регионе. Течение геров здесь зарождается раньше и эволюционирует в сторону ортодоксального иудаизма стремительнее, чем в других областях империи, обнаруживая процессы аккультурации и ассимиляции уже 1820-1830-х гг.

Таким образом в начале XIX в. формируется устойчивый и активный интерес субботников к иудеям и иудаизму. Они целенаправленно ищут встреч с евреями, специально отправляются в те места, где эти встречи могут произойти, приходят в синагоги, обучаются еврейскому образу жизни. В свою очередь, евреи-ашкеназы выступают в роли наставников русских сектантов, приобщая их к собственной религиозно-культурной традиции. Они посещают дома последователей «Моисеева закона», молятся вместе с ними, вступают в письменные контакты, выполняют функции религиозных инструкторов, шойхетов, моэлей, учителей иврита. Недавно обнаруженные архивные материалы демонстрируют, что коммуникация между последователями «Моисеева закона» и иудеями в первых десятилетиях XIX в. оказалась более интенсивной, а движение геров зародилось ранее, чем было принято считать. (Впервые о расслоении движения на два толка – субботников и геров – написал этнограф С. Максимов, описавший жизнь закавказских иудействующих в 1860-х гг.). Это происходило на территории черты оседлости, где «жидовствующие» имели гораздо больше возможностей общаться с иудеями, чем во внутренних регионах России.

 

Публикации Т.И. Хижей о субботниках, вышедшие в 2015-2020 годах:

  1. Хижая Т.И. Библия и выбор «ветхозаветной веры» русскими простолюдинами в эпоху Александра I // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения. Материалы Всероссийской научной конференции 27-28 октября 2015 г., ИФ РАН (Москва) / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: Научная мысль, 2015. С.89-101.
  2. Хижая Т.И. Иудействующие в истории: «средний путь богопочтения»? (К вопросу о содержании термина «иудействующие») // Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXII Международной ежегодной конференции по иудаике. Вып. 52. М.: Сэфер, 2015. С.153-170.
  3. Хижая Т.И. Иудействующие: к проблеме дефиниции термина // Вестник СПбГУ. Сер. 17. 2015. Вып. 4. СПб., 2015. С.152-160. 
  4. Хижая Т.И. «И я, нещастнейшая, лишенная детей, дражайших сердцу моему…»: судьбы двух русских субботниц XIX века // Лехаим. 2016. № 5. С. 64-68.
  5. Хижая Т.И. Женщины-субботницы в России XIX в.: вера, семья, судьба // Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXIII Международной ежегодной конференции по иудаике. Вып. 54. М.: Сэфер, 2017. С. 297-307.
  6. Khizhaya T.I. ‘She has become an Israeli’: women in the Russian Subbotnik movement of the 19th century // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2017. Том 1(5). Вып. 1. С. 134-141.
  7. Хижая Т.И. Контакты и конфликты: К вопросу о взаимоотношениях русских иудействующих и евреев в XIX – начале XX в. // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Сэфер, 2017. С. 203-222.
  8. Хижая Т.И. Субботники и евреи Бессарабии XIX в. в зеркале микроистории // Patrimoniul Cultural: cercetare, valorificare promovare. Ediţia a X-a (30-31 mai 2018). Chișinău: Notograf Prim, 2018. P. 141.
  9. Хижая Т.И. Исследование движения субботников в российской науке: подходы, дискурсы, результаты // История религиоведения и интеллектуальная история России XIX – первой половины XX века. Архивные материалы и исследования / отв. редактор М.М. Шахнович, Е.А. Терюкова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. С. 155-167. 
  10. Хижая Т.И. «Образам св. не поклоняться…»: восприятие библейского запрета в культуре русских субботников XVIII–XIX вв. // Запреты и предписания в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Сэфер, 2018. С. 115-133. 
  11. Хижая Т. И. Явление «сокрытого»: эсхатологический миф русских субботников (XIX – начало XX веков) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. №1. С. 57-83. 
  12. Хижая Т.И. Геры, гиюр и прозелитизм в иудейской традиции и истории: основные подходы, проблемы, тенденции // Вестник ВлГУ. 2019. №2. С. 77-91. 
  13. Khizhaya T. Judaizing Szeklers in Transylvania: a model of the Sabbatarian movement in Europe of the 16th – 20th centuries // Patrimoniul Cultural: cercetare, valorificare, promovare. Ediţia a XI-a (29-31 octombrie 2019). Chișinău: Notograf Prim, 2019. P. 103-104. 
  14. Хижая Т. И. Феномен саббатарианства: сущность, разновидности, краткий очерк истории // Религиоведение. 2019. №4. С. 44-54.
  15. Хижая Т. И. Крестьяне «иудейской веры» во Владимирской губернии: феномен «домашнего сектантства» в XIX в. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. Вып. 1. С. 196-209. 
  16. Хижая Т.И. Русские иудействующие и трансильванские саббатариане: попытка сравнительного анализа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. №3(38). С. 85-115. 
  17. Khizhaya T.I. The Bible in the Russian Judaizers’ worldview (in the 19th century) // Simpozionul național de studii culturale dedicat Zilelor Europene ale Patrimoniului Cultural. Ediția a II-a. Chișinău, 2020.
  18. Хижая Т.И., Чумакова Т.В., Стецкевич М.С. Исследование движений молоканства и субботничества в российской историографии XIX – начала XX вв. // Былые годы. 2021. №16(2). С. 776-785.

Новейшие работы о субботниках:

1.    Берман Е.А. Историко-культурные особенности секты «субботников» в с. Зима Балаганского у. Иркутской губ. (XIX–XX вв.) // Этнос и конфессия. Материалы Восемнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. СПб., 2019. С. 60-64.

2.    Дудаков С. Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. Очерки. М.: РГГУ, 2000.

3.    Дымшиц В. Этнографическое описание села Привольного // Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. Еврейская культура и культурные контакты. Ч. 3. М., 1999. С. 71-85.

4.    Жукова Л. Г., Киреева Н.М. Экспедиции к субботникам // Живая старина. №. 1. M., 2009. С. 52-55

5.    Жукова Л.Г. «Любимцы Бога: к вопросу о самоидентификации русских иудействующих (субботников) // Вестник РГГУ. 2009. №15. С. 160-169.

6.    Жукова Л.Г. «Не молилась она, только числилась»: религиозная жизнь субботников колхоза «Сталиндорф» // Вестник РГГУ: Философские науки. Религиоведение. 2012. №17. С. 238–246.

7.    Жукова Л.Г. Выбор веры астраханскими субботниками: история и миф // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции М., 2009. С. 274-281.

8.    Жукова Л.Г. Представления о смерти русских иудействующих // Отечественные записки. № 5 (56). М., 2013. С. 209-217.

9.    Жукова Л.Г., Киреева Н.М. Похоронная обрядность и пространство кладбища в традиции астраханских субботников // Сакральная география в славянской и еврейской традиции. M, 2008. С. 280-292

10. Заруцкий А. Г. Правовое положение сектантов-субботников в Российской Империи // Сборник материалов Международной конференций студентов и молодых ученых «ФАРАБИ ӘЛЕМІ». Алматы: Қазақ университеті, 2019. C. 46-47.

11. Заруцкий А.Г. Движение русских иудействующих в современной историографии // Молодежь. Наука. Будущее. Международная студенческая научно-практическая конференция. Оренбург, 22-23 мая 2019 г.: сб. статей Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2019. C. 83-87.

12. Заруцкий А.Г. Повседневная жизнь русских иудействующих в Оренбургской губернии конца XIX – начала XX века // История повседневности и образ жизни россиян в XIX-XXI вв.: материалы Всерос.оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 24 октября 2019 г., посвящ. 80-летию Шадр. гос. пед. ун-та. Шадринск: ШГПУ, 2019. С. 122-126.

13. Заруцкий А.Г. Сектант, миссионер, филантроп: микроистория оренбургского субботника Петра Маклакова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2020. №3(38). С. 223-236.

14. Каспина М.М., Мороз А.Б. Субботники Воронежской области // Живая старина. 2009. № 4. С. 39-41.

15. Кац Б. Непогасшие искры. Пленные евреи и русские субботники [Электронный ресурс].

16. Кац Е. Об источниках происхождения общин иудействующих в России // Материалы Десятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике. Выпуск 12. М., 2002. Ч. 2. С. 108-127.

17. Кизилов М. Некоторые документы по истории еврейских и иудействующих сект эпохи Александра I // Studia anthropologica // Сборник статей в честь М.А. Членова. М.-Иерусалим, 2010. С. 176-192.

18. Кизилов М.Б. Рукописные дневники Х.Х. Стевена: неизвестный источник по истории Кавказа, Крыма и южной России (с приложением о субботниках города Александрова. Караимах и франкистах и российском императоре Александре I) // Историческое наследие Крыма. 2009. №25. С. 140-151.

19. Лопин К. Б. Изменение положения евреев и секта субботников в кавказской области в 30-х гг. XΙΧ века // Filo Ariadne. 2021. №1. С. 38-47.

20. Львов А.Л. «Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. №3 (33). 2015. С. 100-120.  

21. Львов А.Л. «Первое учение отроком» Феофана Прокоповича и генезис русского сектантства // Русская литература. 2008. № 1. С. 159-170.

22. Львов А.Л. Геры и субботники – «талмудисты» и «караимы» // Матер. Девятой еже­годной междунар. междисциплинарной конф. по иудаике. Ч. 1. М., 2002. С. 301-312.

23. Львов А.Л. Между «своими» и «чужими» (об отношении к сектантам субботникам) // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 257-263.

24. Львов А.Л. Русские иудействующие (краткий очерк) // Евроазиатский еврейский ежегодник – 5766 (2005/06). Киев. 2006. С. 163-183.

25. Львов А.Л. Русские иудействующие как текстуальное сообщество: о границах применимости этноконфессиональьных категорий // Этнографическое обозрение. 2009. №6. С. 73-86.

26. Львов А.Л. Соха и Пятикнижие. Русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011.

27. Львов А.Л. Субботники и евреи // Параллели: Русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. 2003. №2-3. С. 413-426.

28. Львов А.Л. Чтение Библии и риторика начётчиков (по материалам православных миссионеров конца XIX – начала XX вв.) // Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии / Под ред. Ж.В. Корминой, А.А. Панченко, С.А. Штыркова. СПб., 2006. С. 53-69.

29. Львов А.Л. Эмиграция иудействующих в Палестину // Еврейский музей: Сб. ст. / Сост. В.А. Дымшиц, В.Е. Кельнер. СПб.: «Симпозиум», 2004. С. 119-149.

30. Мишустина Е.Л. Секта субботников (иудействующих) на Кавказе в XIX веке // Религия и современное общество. 2008. №4. С. 54-56.

31. Панченко А. Субботники и их сны // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. М., 2003. С. 288-319.

32. Рабинович В.Ю. Положение зиминских субботников в обществе: постановка проблемы // Россия и Восток: взгляд из Сибири. Материалы и тезисы докладов к XI международной научно-практической конференции. Иркутск, 1998. Т.1. С. 232-235.

33. Семенченко Н. «Потерянные русские». О судьбе русских в Палестине и Израиле в XX в. // Диаспоры. 2005. №.1. С. 124-152.

34. Улановский И. Субботники села Еленовка // Вестник еврейского университета в Москве. 1993. № 2. С. 32-39.

35. Чернин В. Евреи-субботники как субэтническая группа: попытка обзора современного состояния // Евроазиатский еврейский ежегодник – 5770 (2009/2010). Троицк: Тровант, 2010. С. 44-59.

36. Шмулевич А. Русская религия: царь духов и вождь сионского народа. К постановке проблемы о «русской духовной традиции» // Религиоведение. №1. 2010. С. 65-77.35. Зеленина Г. Два Сталиндорфа //Лехаим. 2014. №11. С. 26-28.

37. Штырков С. Стратегии построения групповой идентичности: община сектантов-субботников в станице Новопривольная Ставропольского края // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Вып. 11. М.: «Сэфер», 2003. С. 266-287.

38. Chernin V. The Subbotniks. Jerusalem: Art Plus, 2007.

 


М.В. Дмитриев (МГУ-ВШЭ)
По следам иудаизантов в православной среде Восточной Европы в XVI-XVII веках (резюме выступления).

В выступлении была поставлена задача суммировать сведения о следах «иудействующих» в православной среде Восточной Европы в XVI – XVII вв., после разгрома «ереси жидовствующих» в 1504 году.

Во-первых, это найденный Т.Н. Копреевой и введенный в оборот Ю.К. Бегуновым полемический текст (скорее всего – середины XVI века), обличавший проповедовавших в Подолии еретиков-«гусов», которые исповедовали иудаизантские взгляды1.

Во-вторых, это данные известного трактата Зиновия Отенского «Истины показание», приписывавшие иудаизантизм Феодосию Косому и его последователям.

В-третьих, это обнаруженный А.А. Туриловым и А.В. Чернецовым текст гадательной книги «Рафли», которая, Турилова и Чернецова, «окончательно решает вопрос о том, что это сочинение, "Шестокрыл", "Логика" и "Аристотелевы врата" составляли круг чтения еретиков рубежа XV-XVI вв. и появились в восточнославянской книжности единовременно и из одного центра»2. Ими же констатировано, что «на примере книги "Рафли" становится ясной тесная связь литературы "жидовствующих" с русской книжной традицией XV-XVII вв.»3, а «…тексты, связанные с Иваном Рыковым, псковским книжником времен Ивана IV, несомненно, тяготеют к традициям "жидовствующих"»4.

В-четвертых, во второй четверти XVII в. иудаизантом был, судя по дошедшим данным, И.И. Бегичев (см. статью О.А. Белобровой и Б. Н. Флори в «Словаре книжников и книжности Древней Руси»).

В-пятых, Ю. Гессен ещё в 1915 г. указал, что бывший патриарх Никон в 1671 году жаловался на двух крещеных евреев в Воскресенском монастыре, которые, якобы, вернулись в иудаизм и стали «развращать» других иноков5.

В-шестых, наконец, специалистам знакомы фрагмент из «Розыска» свт. Димитрия Ростовского о «субботниках» среди первого поколения староверов и аналогичные свидетельства И. Посошкова.

1. Бегунов Ю. И. Ян Гус и восточное славянство (по материалам новонайденного источника) // ТОДРЛ 49(1996). С. 356-375; Дмитриев М. В. “Єресь гусiв” и “єресь Феодосiя Косого” в украïнсько-бiлоруському релiгiйному життi третьoï чвертi XVI cт. // Вicник Львiвського унiверситету. Серiя iсторична. Випуск 37. Частина 1. Львiв, 2002. С.122-144.
2. Турилов А.А., Чернецов А.В. К культурно-исторической характеристике ереси жидовствующих // Герменевтика древнерусской литературы. Сб.1. XI-XVI века. М.,1989. С. 415.
3. Там же. С. 428.
4. Симонов Р.А., Турилов А.А., Чернецов А.В. Древнерусская книжность. Естественнонаучные и сокровенные знания в России XVI в., связанные с Иваном Рыковым. Москва, 1994. С. 130.
5. Гессен Ю. Евреи в Московском государстве XV – XVII в. // Еврейская старина, 7(1915). C. 1-18, 153-172.