Иеротопия в христианской культуре: византийский мир и Западная Европа
10 декабря в Лаборатории прошел шестнадцатый семинар из цикла "Дискуссионное Средневековье"
Святость стала сближаться с чистотой. В первый и в последний раз в мировой истории дама с метлой становится предметом высокого искусства, своего рода ангелом чистоты. Метла стала важным элементом новой иконографии.
P. Ellinga. Женщины читают и подметают, 1670. Воспевание домашнего уюта и чистоты, характерное для всех интерьеров Золотого века, в этой картине особенно явно. Сопоставление с холодными и почти враждебными интерьерами старых соборов поможет ощутить куда переместилась сакральность.
Другой элемент иконографии домашнего уюта – одинокий тапочек, который также часто возникает на переднем плане.
Привычка ходить в доме только в тапочках и в обязательном порядке разувать гостей была важным завоеванием революции чистоты. Еще один элемент образа домашнего уюта – грелка для ног. Это деревянный ящичек с дырками сверху, в который ставился керамический сосуд с углями.
Займемся букетами цветов. Настроение этих картин самоочевидно, и они столь же уникальны как дамы с метлами. Таких громких и выразительных гимнов природе в изобразительном искусстве не пели ни до ни после. Букеты рисовались не с натуры, а по образцам цветов имевшихся в каждой мастерской и составлялись уже на картине. Эти иконы божьего творения были в таком же массовом производстве как и православные иконы в России в эту же эпоху.
Пружинные часы были частым гостем цветочных букетов делая очевидной их связь с тематикой естественного богословия, в котором уподобление природы часовому механизму было общим местом.
Willem van Aelst. Букеты с часами. Пружинные часы были частым гостем цветочных букетов, делая очевидной их связь с тематикой естественного богословия, в котором уподобление природы часовому механизму было общим местом. Часы фигурируют не как символ детерминированности природы, а как указание на её системную сложность и целесообразность. Часы по размеру и форме рифмуются с цветами, подчеркивая что дела рук человеческих продолжают Божье Творение.
В литературе встречается мнение, что как цветы так и часы указывают на временность земного бытия и его преходящий характер. Однако буйная жизненность и смачная субстанциальность цветов совсем не вяжется с указанием на их эфемерность. Важно также отметить, что часы в сочетании с цветами почти всегда изображаются с открытым механизмом. В моей коллекции около полутора десятков примеров таких часов в произведениях четырех художников. Очевидно что в таком виде часы никто не использует. Демонстрация пружинок и шестеренок призвана подчеркнуть взлет технического прогресса: часы были в то время наиболее сложным из созданных человеком механизмов. Часы по размеру и форме рифмуются с цветами, подчеркивая что дела рук человеческих продолжают Божье Творение.
Заключение