Выставка 8. «Башня из слоновой кости»? Размышления о крупнейшем историческом фестивале во Франции
(Текст и фотографии Алексея Изосимова)
.jpg)
Афиша фестиваля
10-14 октября 2018 года в Блуа прошел двадцать первый ежегодный фестиваль «Rendez-vous de l’histoire». Участие в таком мероприятии — бесценный опыт для исследователя из России, потому как в одном месте собираются около тысячи историков, социологов, искусствоведов и философов, чтобы в разных форматах поговорить на заданную тему. В этом году она звучала как «Сила изображений» («La puissance des images»). Фестиваль ежегодно посещает около сорока тысяч человек, весь город становится площадкой для дискуссий, лекций и круглых столов. На книжной ярмарке представлено более, чем двести издательств, выпускающих книги по истории. Во время фестиваля вручают несколько престижных исторических премий.
.jpg)
Афиша фестиваля
10-14 октября 2018 года в Блуа прошел двадцать первый ежегодный фестиваль «Rendez-vous de l’histoire». Участие в таком мероприятии — бесценный опыт для исследователя из России, потому как в одном месте собираются около тысячи историков, социологов, искусствоведов и философов, чтобы в разных форматах поговорить на заданную тему. В этом году она звучала как «Сила изображений» («La puissance des images»). Фестиваль ежегодно посещает около сорока тысяч человек, весь город становится площадкой для дискуссий, лекций и круглых столов. На книжной ярмарке представлено более, чем двести издательств, выпускающих книги по истории. Во время фестиваля вручают несколько престижных исторических премий.
Объяснить подобную популярность довольно сложно, мы сталкивается с глубоко отличной от российской исторической и мемориальной культурой, однако много усилий прикладывают организаторы фестиваля. «Rendez-vous» задумана не как научная конференция, но как событие гораздо более комплексное, включающее в себя множество разных элементов. Отправная точка разговора — это программный презентизм фестиваля. Тысячи человек собираются для того, чтобы через прошлое разобраться в настоящем, понять, зачем Франции в наши дни нужна история, и как она конструируется, разобраться в том, что мы помним, а что забываем. Участники искренне верят в то, что гуманитарное знание может дать ответы на современные социальные и психологические вопросы. Я не услышал ни одного доклада, который замыкался бы на самоценности анализируемого материала. Ключевое слово для всех выступающих — «актуальность».
.jpg)
Круглый стол «Религия и порнография. Запрещенные изображения». Оливье Кристен (Невшатель), Лоранс Бертран Дорлеак (Science Po, Париж), Жан Вирт (Женева), Валери Аннен (журнал "L’Histoire").
Круглый стол о запрете изображений в Средние века и Новое время начинался с разговора о «Charlie Hebdo», обсуждение иконоборчества — с недавних событий в Пальмире. Лауреат Гран-при фестиваля Маша Черович (EHESS) говорила об отсутствующей в Европе памяти о советских партизанах, которым посвящена ее книга, и о влиянии этого умолчания на мемориальную политику и культуру в целом. Не могло возникнуть вопроса о смысле той или иной работы, так как целеполагание анонсируется в самом начале. Все эти сюжеты вызывают горячий отклик в переполненных залах, людей интересуют не столько научные вопросы, сколько актуальные — в чем же сила изображений? Почему мы рвем фотографии и отрубаем головы статуям, покупаем и продаем масляные холсты за сотни миллионов долларов? На протяжении четырех дней жители Блуа и приезжие со всех частей Франции вели бойкие дискуссии с маститыми корифеями вроде Жоржа Диди-Юбермана, Мишеля Пастуро, Алена Корбена, Марка Ферро, Жана Вирта, Жан-Клод Шмитта и Патрика Бушрона.
.jpg)
Круглый стол «Религия и порнография. Запрещенные изображения». Оливье Кристен (Невшатель), Лоранс Бертран Дорлеак (Science Po, Париж), Жан Вирт (Женева), Валери Аннен (журнал "L’Histoire").
Круглый стол о запрете изображений в Средние века и Новое время начинался с разговора о «Charlie Hebdo», обсуждение иконоборчества — с недавних событий в Пальмире. Лауреат Гран-при фестиваля Маша Черович (EHESS) говорила об отсутствующей в Европе памяти о советских партизанах, которым посвящена ее книга, и о влиянии этого умолчания на мемориальную политику и культуру в целом. Не могло возникнуть вопроса о смысле той или иной работы, так как целеполагание анонсируется в самом начале. Все эти сюжеты вызывают горячий отклик в переполненных залах, людей интересуют не столько научные вопросы, сколько актуальные — в чем же сила изображений? Почему мы рвем фотографии и отрубаем головы статуям, покупаем и продаем масляные холсты за сотни миллионов долларов? На протяжении четырех дней жители Блуа и приезжие со всех частей Франции вели бойкие дискуссии с маститыми корифеями вроде Жоржа Диди-Юбермана, Мишеля Пастуро, Алена Корбена, Марка Ферро, Жана Вирта, Жан-Клод Шмитта и Патрика Бушрона.
Лекция Патрика Бушрона
За четыре дня прошло около четырехсот мероприятий в самых разных форматах: научные и популярные лекции, круглые столы, секции с докладами ученых по специализированным темам, выступления аспирантов, презентации книг, интервью и встречи с известными людьми, занятия с детьми, спектакли и фильмы. Несмотря на то, что все площадки находятся под усиленной охраной, постоянно происходят различные митинги — исторический фестиваль становится местом средоточия гражданского активизма. Очень важно, что на фестиваль зовут не только ученых, но и школьных преподавателей. «Rendez-vous de l’histoire» приглашает к дискуссии и диалогу: ученых — друг с другом, исследователей с преподавателями и, наконец, профессионалов с интересующимся.
.jpg)
Букинистические издания
В книжном салоне авторы ни с того ни с сего начинают рассказывать о своих новых публикациях, зовут выпить кофе и обсудить последнюю лекцию. Видимо, во Франции к научному знанию относятся гораздо проще, чем в России. Оно утилитарно и актуально, ничуть не хуже и не лучше других занятий. Показательно, что лишь пленарная лекция Мишеля Пастуро записывалась и транслировалась в прямом эфире, но, как кажется, скорее из-за того, что открывала ее министр высшего образования и научных инноваций Фредерик Видаль.
За четыре дня прошло около четырехсот мероприятий в самых разных форматах: научные и популярные лекции, круглые столы, секции с докладами ученых по специализированным темам, выступления аспирантов, презентации книг, интервью и встречи с известными людьми, занятия с детьми, спектакли и фильмы. Несмотря на то, что все площадки находятся под усиленной охраной, постоянно происходят различные митинги — исторический фестиваль становится местом средоточия гражданского активизма. Очень важно, что на фестиваль зовут не только ученых, но и школьных преподавателей. «Rendez-vous de l’histoire» приглашает к дискуссии и диалогу: ученых — друг с другом, исследователей с преподавателями и, наконец, профессионалов с интересующимся.
.jpg)
Букинистические издания
В книжном салоне авторы ни с того ни с сего начинают рассказывать о своих новых публикациях, зовут выпить кофе и обсудить последнюю лекцию. Видимо, во Франции к научному знанию относятся гораздо проще, чем в России. Оно утилитарно и актуально, ничуть не хуже и не лучше других занятий. Показательно, что лишь пленарная лекция Мишеля Пастуро записывалась и транслировалась в прямом эфире, но, как кажется, скорее из-за того, что открывала ее министр высшего образования и научных инноваций Фредерик Видаль.
Для того, чтобы ответить на вопросы о современности, историки не боятся выходить за рамки дозволенного научными методологиями. Обезглавленный Сталин в Будапеште запросто сравнивается с уничтожением всех изображений императора Геты и византийским иконоборчеством. Комплексный компаративный взгляд окрашивает историю и современность в новые оттенки, взрывает устоявшиеся представления и открывает перспективы к размышлению. С другой стороны, традиционные научные доклады на самые специфические сюжеты также встраиваются в общую концепцию и каким-то образом приоткрывают новые грани заданной темы. К примеру, Ральф Деконинк (Лувенский университет) рассказывал о гризайльных створках фламандских триптихов, на их примере показывая удивительные грани перформативности средневековых изображений и их вовлеченности в социальную практику. Формы, воспринимаемые нами, как правило, с чисто художественной точки зрения в задумке своей имели литургическое значение. Искусствовед Морис Брок (CESR, Tours) на примерке тициановской «Пьеты» демонстрировал способности искусства к иллюзионизму и мифотворчеству. Шарлотта Гишар (CNRS; ENS) рассказывала о том, как самая незначительная и неприметная деталь в картине как подпись художника может перевернуть наше восприятие изображаемого. В призме самых малых и частных сюжетов поднимались вопросы об иррациональном отношении к образам, о беспрецедентной влиятельности изображений, о человеческом трепете перед ними и т.д.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)