• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выставка 8. «Башня из слоновой кости»? Размышления о крупнейшем историческом фестивале во Франции

(Текст и фотографии Алексея Изосимова)
Афиша фестиваля
Афиша фестиваля
10-14 октября 2018 года в Блуа прошел двадцать первый ежегодный фестиваль «Rendez-vous de l’histoire». Участие в таком мероприятии — бесценный опыт для исследователя из России, потому как в одном месте собираются около тысячи историков, социологов, искусствоведов и философов, чтобы в разных форматах поговорить на заданную тему. В этом году она звучала как «Сила изображений» («La puissance des images»). Фестиваль ежегодно посещает около сорока тысяч человек, весь город становится площадкой для дискуссий, лекций и круглых столов. На книжной ярмарке представлено более, чем двести издательств, выпускающих книги по истории. Во время фестиваля вручают несколько престижных исторических премий.
 Аудитория Halle aux Grains
Аудитория Halle aux Grains

Объяснить подобную популярность довольно сложно, мы сталкивается с глубоко отличной от российской исторической и мемориальной культурой, однако много усилий прикладывают организаторы фестиваля. «Rendez-vous» задумана не как научная конференция, но как событие гораздо более комплексное, включающее в себя множество разных элементов. Отправная точка разговора — это программный презентизм фестиваля. Тысячи человек собираются для того, чтобы через прошлое разобраться в настоящем, понять, зачем Франции в наши дни нужна история, и как она конструируется, разобраться в том, что мы помним, а что забываем. Участники искренне верят в то, что гуманитарное знание может дать ответы на современные социальные и психологические вопросы. Я не услышал ни одного доклада, который замыкался бы на самоценности анализируемого материала. Ключевое слово для всех выступающих — «актуальность».

Круглый стол «Религия и порнография. Запрещенные изображения»
Круглый стол «Религия и порнография. Запрещенные изображения». Оливье Кристен (Невшатель), Лоранс Бертран Дорлеак (Science Po, Париж), Жан Вирт (Женева), Валери Аннен (журнал "L’Histoire"). 

Круглый стол о запрете изображений в Средние века и Новое время начинался с разговора о «Charlie Hebdo», обсуждение иконоборчества — с недавних событий в Пальмире. Лауреат Гран-при фестиваля Маша Черович (EHESS) говорила об отсутствующей в Европе памяти о советских партизанах, которым посвящена ее книга, и о влиянии этого умолчания на мемориальную политику и культуру в целом. Не могло возникнуть вопроса о смысле той или иной работы, так как целеполагание анонсируется в самом начале. Все эти сюжеты вызывают горячий отклик в переполненных залах, людей интересуют не столько научные вопросы, сколько актуальные — в чем же сила изображений? Почему мы рвем фотографии и отрубаем головы статуям, покупаем и продаем масляные холсты за сотни миллионов долларов? На протяжении четырех дней жители Блуа и приезжие со всех частей Франции вели бойкие дискуссии с маститыми корифеями вроде Жоржа Диди-Юбермана, Мишеля Пастуро, Алена Корбена, Марка Ферро, Жана Вирта, Жан-Клод Шмитта и Патрика Бушрона.
 Лекция Патрика Бушрона
Лекция Патрика Бушрона

За четыре дня прошло около четырехсот мероприятий в самых разных форматах: научные и популярные лекции, круглые столы, секции с докладами ученых по специализированным темам, выступления аспирантов, презентации книг, интервью и встречи с известными людьми, занятия с детьми, спектакли и фильмы. Несмотря на то, что все площадки находятся под усиленной охраной, постоянно происходят различные митинги — исторический фестиваль становится местом средоточия гражданского активизма. Очень важно, что на фестиваль зовут не только ученых, но и школьных преподавателей. «Rendez-vous de l’histoire» приглашает к дискуссии и диалогу: ученых — друг с другом, исследователей с преподавателями и, наконец, профессионалов с интересующимся.
Букинистические издания
Букинистические издания

В книжном салоне авторы ни с того ни с сего начинают рассказывать о своих новых публикациях, зовут выпить кофе и обсудить последнюю лекцию. Видимо, во Франции к научному знанию относятся гораздо проще, чем в России. Оно утилитарно и актуально, ничуть не хуже и не лучше других занятий. Показательно, что лишь пленарная лекция Мишеля Пастуро записывалась и транслировалась в прямом эфире, но, как кажется, скорее из-за того, что открывала ее министр высшего образования и научных инноваций Фредерик Видаль.
 
Для того, чтобы ответить на вопросы о современности, историки не боятся выходить за рамки дозволенного научными методологиями. Обезглавленный Сталин в Будапеште запросто сравнивается с уничтожением всех изображений императора Геты и византийским иконоборчеством. Комплексный компаративный взгляд окрашивает историю и современность в новые оттенки, взрывает устоявшиеся представления и открывает перспективы к размышлению. С другой стороны, традиционные научные доклады на самые специфические сюжеты также встраиваются в общую концепцию и каким-то образом приоткрывают новые грани заданной темы. К примеру, Ральф Деконинк (Лувенский университет) рассказывал о гризайльных створках фламандских триптихов, на их примере показывая удивительные грани перформативности средневековых изображений и их вовлеченности в социальную практику.  Формы, воспринимаемые нами, как правило, с чисто художественной точки зрения в задумке своей имели литургическое значение. Искусствовед Морис Брок (CESR, Tours) на примерке тициановской «Пьеты» демонстрировал способности искусства к иллюзионизму и мифотворчеству. Шарлотта Гишар (CNRS; ENS) рассказывала о том, как самая незначительная и неприметная деталь в картине как подпись художника может перевернуть наше восприятие изображаемого. В призме самых малых и частных сюжетов поднимались вопросы об иррациональном отношении к образам, о беспрецедентной влиятельности изображений, о человеческом трепете перед ними и т.д.
 Букинистическое издание книги Жана Делюмо
Букинистическое издание книги Жана Делюмо

Книги издательства Vendémiaire
Книги издательства Vendemaire

Книги издательства Gallimard
Книги издательства Gallimard

Книги издательства Droz
Книги издательства DROZ

Замок Блуа, крыло Франциска I.
Замок Блуа, крыло Франциска I.


Замок Шамбор в нескольких километрах от БлуаЗамок Замок Шамбор в нескольких километрах от Блуа

Мост Жак-Габриэля в Блуа
Мост Жак-Габриэля в Блуа

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.