• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Католицизм в эпоху Тридентского собора: Контрреформация или католическая Реформа?»: доклад Николь Лемэтр

25 января состоялся очередной семинар из цикла «Французский католицизм в эпоху Тридентского собора: неподвижные структуры и медленные изменения?». Публикуем репортаж Андрея Шпирта

25 января 2021 года, в Татьянин день, Лаборатория медиевистических исследований, Центр франко-российских исследований в Москве и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ провели онлайн круглый стол из цикла «Французский католицизм в эпоху Тридентского собора: неподвижные структуры и медленные изменения?» (Le catholicisme français à l’époque du Concile de Trente: structures profondes et mutations lentes?). Он был проведен в рамках серии научных семинаров «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени», которые регулярно проходят с сентября 2017 г. Эти семинары стали «ответвлением» проекта Лаборатории медиевистических исследований «Дискуссионное средневековье». 

Во время круглого стола речь шла о нормативном и «переживаемом» в католицизме до и после Тридентского собора; о соотношении и взаимном влиянии католицизма и протестантизма, протестантской Реформации и католической Реформы; о том, что менялось и что оставалось сравнительно неподвижным во французской христианкой культуре раннего Нового времени.

Повестку составили следующие вопросы: 

  • католицизм в эпоху Тридентского собора: Контрреформация или католическая Реформа?
  • религия отцов Тридентского собора и переживаемая религия христианского народа: два разных мира?
  • после Тридентского собора: перестройка с оглядкой на протестантизм?

 

Стартовой точкой стало выступление профессора университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна Николь Лёмэтр «Католицизм в эпоху Тридентского собора: Контрреформация или католическая Реформа?»

На основе богатого опыта изучения религиозной и социальной жизни в Центральной Франции профессор Лёмэтр констатировала, что теперь правильнее говорить не о конфликте католицизма и протестантизма, не о Контрреформации, которая, как принято думать, отстаивала нормы средневекового христианства в борьбе с Реформацией, но о двух Реформах, католической и протестантской. Протестантская Реформация и католическая Реформа предстают в свете исследований последних 50-60 лет проявлением общего процесса углубления христианизации и обновленческих перемен в религиозной культуре, начавшихся задолго до выступления Лютера. Неверен взгляд, что застывший и омертвелый католицизм противостоял динамичному и полному жизни протестантизму.

Современные исследования показывают не только противостояние двух конфессий, но и родство обеих Реформ, католической и протестантской; общее стремление эффективно передать религиозный опыт от поколения к поколению через обучение и катехизацию; общий тренд к упорядочению и интенсификации религиозной жизни; общее желание преодолеть разрыв между внешними формами набожности и внутренним религиозным опытом каждого прихожанина; о признании множественности и разнообразия религиозного опыта. Разлом происходил не между конфессиями, но разным пониманием реформы. С одной стороны, внутри католического мира происходили локальные преобразования, который инициировались или монахами, или белым духовенством. С другой, протестантизм обеспечивал подобный же динамизм установлением новых институциональных и догматических принципов функционирования церкви. Многочисленные исследования (например, огромная диссертация Марка Венара о религиозной жизни Авиньона и его региона в XIV – XVI вв.) показывают, что церковные преобразования уже в XV в. не ограничивались монастырскими стенами и выходят на уровень прихода. Об этом свидетельствуют материалы епископских визитаций о состоянии храмов, уровне проповедей, заказах икон, а также материалы о книжной культуре того времени, распространении «народной» книжности.

Городские власти выступали за непосредственный контроль над деятельностью школ и благотворительностью. С другой стороны, многие «протестантские» требования являлись частью программы обновленного монашества. Обнаруживают историки, Реформация не привилась в тех епархиях, в которых уже прежде была существенно реформирована церковная жизнь: там, где стали производиться регулярные инспекционные поездки епископа в подчиненные приходы (визитации), где созывались синоды местного духовенства и создавались церковные братства; где верующие часто отправлялись в паломничество, где воздвигались многочисленные придорожные распятия - например, в епархиях Карпантра, Родеза, Мо, Меца, Турнэ. В нищенствующих орденах - доминиканском, францисканском (и позднее у капуцинов), у августинцев (к которым принадлежал Лютер) возврат к древним уставам начался уже в конце XV века. В дальнейшем целый ряд предложений по реформе Церкви находят поддержку у посттридетского духовенства и сторонников галликанской церкви – строгое управление приходом, присутствие и активное участие священников в приходской жизни.

Как считает Н. Леметр, о католиках и протестантах следует говорить только со второй половины XVI в., после распространения т.н. «второй Реформации» (кальвинизма).

 При этом, как отмечает Н. Леметр, церковные преобразования инициировались не только «сверху». Не следует и противопоставлять народную и элитарную религиозность, так как многие представители французского Возрождения участвовали в паломничествах, писали стихи в честь Богоматери, вместе с рядовыми прихожанами были членами братств. Дистанция между элитарной и народной христианской культурой образуется сравнительно поздно, когда появляется новое поколение духовенства, прошедшее через новосозданные семинарии.

Вторая часть доклада была посвящена некоторым аспектам работы Тридентского собора. Собор успешно ответил на многие (но не все) вызовы протестантизма; выработал учение, которое позволяло преодолеть противопоставление Св. Писания и Предания; предложил такое понимание учения об оправдании, которое было вполне «конкурентоспособным» в соревновании с протестантизмом; дал обновленнное понимание таинств и мессы. Вместе с осуждением протестантизма, собор реформировал и укреплял институциональные и догматические основы католической церкви. При этом, как подчеркивает Н. Лёмэтр, не все постановления собора были единогласно приняты национальными церквями, и наибольшие трудности возникли в юридических и административных вопросах. Монархи не были готовы принять те решения, которые ставили под сомнение авторитет и власть светских правителей в церковной жизни. 

Тридентский собор постановил, что папа имеет право интерпретировать решения собора, что впоследствии послужило источником многих конфликтов, так как решения папы иногда противоречили интерпретациям епископов. По мнению Н. Лёмэтр, делегаты собора не предполагали такой жесткой централизации в осуществлении реформы, какую позднее ввели римские папы. Так, в частности, индекс запрещенных книг и деятельность инквизиции следует признать проявлением «римского централизма», но не инициативой Тридентского собора.

В полной мере «тридентскую модель» католицизма удалось внедрить только ко второй половине XVII в. (на этом особенно настаивали Пьер Шоню и Марк Венар), но этом новом виде католицизм просуществовал до Второго Ватиканского собора 1960-х годов.

В ходе очень оживлённой дискуссии Н. Леметр высказала сомнения в правомочности подхода немецких историков, которые пишут о «конфессионализации» во всех странах Западной Европы, то есть о подчинении специфически конфессиональным началам ( и религиозным началам вообще) всей общественной и политической жизни Запада в раннее Новое время. Так, в XVII веке во Франции королевская власть контролировала распределение церковных доходов и пребенд, однако не вмешивается в собственно религиозную жизнь. Государство наводит порядок в социальной и экономической жизни, старается поставить под контроль поведение прихожан, однако не стоит считать, что эта политика была успешной и была именно конфессионально детерминированной. Периоды острых кризисов, апогеем которых стала революция 1789 г., показывают, что государству и церкви не удалось достигнуть желаемых результатов, то есть осуществить «конфессионализацию» французского общества.

А.М. Шпирт (МГУ)


Среди публикаций Н. Лёмэтр:

Лёмэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI в. в новой исторической перспективе // Вопросы истории. 1995. № 10. C. 44-53

Лёмэтр Н. Взгляд дипломата на «других»: терминология писем Жоржа д’Арманьяка, посла Франциска I и Генриха II в Италии // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время. Под ред. М.В. Дмитриева. / Religion et ethnicité dans la formation des identités nationales en Europe. Moyen Âge – époque moderne. Sous la dir. de Mikhaïl V. Dmitriev. М.: Индрик, 2008. С. 45-56.

Lemaitre N. Un horizon bloqué. Ussel et la Montagne limousine aux XVIIe et XVIIIe siècles, Ussel, 1978 (Mémoires et documents sur le Bas-Limousin, II).

Lemaitre N. Le Rouergue flamboyant. Le clergé et les fidèles du diocèse de Rodez, 1417-1563. Préface de J. Delumeau. Paris: CERF, 1988

Lemaitre N. Saint Pie V. Paris: Fayard, 1994.

Lemaitre N. Le scribe et le mage. Notaires et société rurale en Bas-Limousin aux XVIe et XVIIe siècles. Préface de J. Delumeau. Ussel-Paris, 2000.

Lemaitre N. L’Europe et les Réformes, Paris, Editions Ellipses, 2008.

Dictionnaire culturel du Christianisme. Sous la dir. de N. Lemaitre. Paris, Cerf-Nathan, 1994.

Histoire des curés. Sous la dir. de N. Lemaitre. Paris: Fayard, 2002.

 

Certains articles:

Lemaitre N. « Confession publique et confession privée dans les paroisses du XVIe siècle », dans Revue d'histoire de l'Église de France, 1983, p. 189-208.

Lemaitre N. « Des corps à voir et à toucher, les reliques en Rouergue au début du XVIe siècle », dans Actes du Colloque International du Centre d’Études supérieures de la Renaissance : Le corps à la Renaissance, Tours, 1987, p. 161-172.

Lemaitre N. « Le catéchisme avant les catéchismes, dans les rituels du XVIe siècle », dans Aux origines du catéchisme en France, Paris, 1989, p. 28-44.

Lemaitre N. « Finances de consulats et finances de paroisses dans la France du Sud-Ouest aux XIVe-XVIe siècles », dans L’Hostie et le denier. Actes du colloque de la commission internationale d’histoire ecclésiastique comparée. Genève, 1989, p. 101-118.

Lemaitre N. « La politique épiscopale et le décor des églises paroissiales en Rouergue » dans Le décor des Églises dans la France méridionale, XIVe-mi XVe s., (Cahiers de Fanjeaux, 28), Toulouse, 1992, p. 19-38.

Lemaitre N. « Les cloches du Limousin, voix de Dieu, voix des hommes », Actes du colloque Les signes de Dieu aux XVIe et XVIIesiècles), Clermont-Ferrand, 1993, p. 239-256.

Lemaitre N. « Le prêtre mis à part ou le triomphe d’une idéologie sacerdotale au XVIe siècle », dans Revue d’Histoire de l’Église de France, t. 85, 1999, p. 275-289.

Lemaitre N. « De l’évêque au curé. La communication des réformes vers les paroisses et ses mutations (XVe-XVIIIe siècles), dans Les deux réformes chrétiennes. Propagation et diffusion, éd. I. Zinguer et M. Yardeni, Leiden-Boston, éd. Brill, p. 331-353.

Lemaitre N. «Pouvoirs des curés et pouvoir des laïcs dans les paroisses en France aux XVe – XVIIIe siècles» // Istina. Vol. 50 (2005). № 2. Р. 183-197.

Lemaitre N. « La grâce et le pardon dans les Rituels français du XVIe s. » pub. « La grazia e il perdono nei Rituali francesi », dans Grazia e giustizia. Figure della clemenza fra tardo medioevo ed età contemporanea, ed. Karl Härter, Cecilia Nubola, Bologne, Il Mulino, 2011, p. 413-434.

Lemaitre N. « Les marins d’eau douce dans leurs sanctuaires (hautes vallées du Lot et de la Dordogne, XVIe-XIXe s.), dans Le lieu et le moment. Mélanges en l’honneur d’Alain Cabantous, dir. Isabelle Brian, Paris, publications de la Sorbonne, p. 485-504.

Lemaitre N. « Le cadre ecclésiastique et spirituel de l’architecture sacrée à Paris de la fin du XVIe siècle à 1790 », dans Paris et ses églises du Grand siècle aux Lumières, dir. Mathieu Lours, Paris, Picard, 2016, p. 17-40.

Lemaitre N. « Le rôle des prêtres dans les paroisses du XVIIe siècle », dans Alain de Solminihac (1593-1659). Bulletin de la Société des Études du Lot, t. CXXXIX, 2018, p. 221-233.

Lemaitre N. « L'idéal pastoral de réforme et le concile de Trente (XIVe-XVIe siècle), dans The Council of Trent: Reform and Controversy in Europe and Beyond (1545-1700), vol. 2: Between Bishops and Princes/ ed. Win, François; Violet, Soen, Göttingen, Vanderhoeck & Ruprecht, Academic Studies 35,2, 2018, p. 9-32.