• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Исламская идентичность средневековой Европы?

26 апреля состоялась очередная встреча из серии «Дискуссионное Средневековье». Публикуем репортаж и видеозапись

Карикатура на пророка ислама из «De generatione Mahumet»

Карикатура на пророка ислама из «De generatione Mahumet»

26 апреля 2022 года Лаборатория медиевистических исследований и кафедра истории средних веков Истфака МГУ провели круглый стол «Исламская идентичность средневековой Европы?». Точкой отталкивания послужила презентация книги И.И. Варьяш «Мусульманская Европа. Сигналы идентичности» (СПб.: Наука, 2020). Видеозапись встречи доступна на YouTube канале Лаборатории.

Эта встреча продолжила серию научных встреч «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени» (Le fait religieux dans l’histoire de l’Europe), которую Лаборатория медиевистических исследований проводит с 2017 года совместно с Центром франко-российских исследований в Москве. Эти семинары и воркшопы стали «ответвлением» проекта Лаборатории «Дискуссионное средневековье». Задача круглого стола была и в том, чтобы продолжить искать ответы на вопросы, поставленные во время воркшопов и семинаров 2014-2018 гг., когда речь шла о том, что современные исследования позволяют сказать о взаимодействии исламских и христианских культур в истории средневековой Европы по сравнению со средневековой Русью и Византией?

В центр внимания были поставлены следующие вопросы:

  • почему до сих пор нам кажется невозможным говорить о «мусульманской Европе»?
  • как сегодня изучать конфессиональную идентичность?
  • каков средневековый горизонт европейской конфессиональной толерантности?

В круглом столе приняло участие 30 человек. Собравшихся поприветствовал издатель книги А.Ю. Карачинский, начавший публиковать серию научно-публицистических книг о спорных и острых проблемах европейского прошлого, а сам круглый стол открылся выступлением Ирины Игоревны, в котором она связала трудности в регулировании статуса исламских общин в современной Франции с тем, какова сформированная всей системой школьного и университетского образования память об исламе в средневековой Европе. Носителям европейской исторической памяти чрезвычайно трудным представляется вопрос о том, составляла ли религиозная культура мусульманских общин Запада в Средние века одну из ипостасей именно европейской идентичности. В среднековом Арагоне (области исследований И.И. Варьяш) вплоть до XVI в. исламские общины достаточно органично и без острых конфликтов вписывались в социум христианской культуры, и их идентичность может быть понята как один из ликов идентичности Европы, и это составляет, по мнению Ирины Игоревны, одну из модальностей интеграции, к которой Европа идёт и теперь.

А.Б. Ковельман (зав. кафедрой иудаики ИСАА МГУ) выступил с много менее оптимистическими суждениями по этой теме. По мнению Аркадия Бенционовича, и в позднеантичном мире, и в Средние века, и в Новое время даже периоды более или менее мирного сосуществования разных конфессиональных общин порождали острые кофликты между ними, а тенденции к построению общей толерантной культуры приводили к тому, что «иноверцы» начинали преследоваться уже во имя «универсализма», а не господства одной конфессии над другой.

С.И. Лучицкая (ИВИ РАН) посвятила своё выступление («Взаимодействие христианской и мусульманской культур: новые горизонты исследований») тому, как в среде мудехаров, а потом и крещёных мусульман (морисков) Пиренейского полуострова (морисков) долгое время «полуподпольно» сохранялись, читались, комментировались, пересказывались легенды о детстве пророка Мухаммада.

М.В. Дмитриев (Истфак МГУ – ЛМИ ВШЭ) в своём сообщении («О “мусульманской Европе“ на западе и востоке “большой Европы”») напомнил о том, что в Московской Руси в XV-XVII вв. мусульманские общины не только среднего и нижнего Поволжья, но и «внутренних регионов» (Ярославщина, Нижегородский край, даже Москва и Подмосковье) были интегрированы в систему социальных связей наряду с христианским населением без того, чтобы велась систематическая ассимиляция последователей ислама, который оказывался, таким образом, тоже одним из измерений древнерусской идентичности. Было обращено внимание на заметное различие между опытом «латинского» Запада и Руси в этой области.

Очень оживленная дискуссия велась вокруг, главным образом, трёх вопросов:
а) как объяснить, что в истории Пиренейского полуострова, как и в истории христианского Средиземноморья и балканско-европейского пограничья, эпоха конвивенции сменилась эпохой жесткого преследования мусульман?
б) в какой степени органично мусульманские общины вписывались в истории будущей Испании в сеть социальных связей, присущих средневековой Christianitas?
в) почему европейскому самосознанию по-прежнему так трудно примирить понятие «мусульманская Европа» с понятием «европейская идентичность»?

В ближайшее время предполагается опубликовать на сайте ЛМИ подробный репортаж, который готовит К. Главатских, и представленные докладчиками материалы.