• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время

Основной научный проект, над которым сотрудники Лаборатории работали в 2012–2016 годах — «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия».


В 2012 году общим объектом исследования были взаимоотношения культур Восточной и Западной Европы в Средние века и ранее Новое время, а также отражение и интерпретация этих взаимоотношений в последующей исторической традиции.

Вместе с тем каждый из четырех субпроектов был направлен на изучение собственного объекта. Для субпроекта А — это матримониальные стратегии и стратегии имянаречения в европейских правящих династиях в X — XIII вв. (Киевская Русь, Скандинавия, Византия, Кавказ, Западная Европа), для субпроекта Б — это  модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности, для субпроекта В — это формы символической коммуникации, в частности, при политических контактах, а также при трансфере технологий и знаний, для субпроекта Г – это концепции европейского Средневековья в контексте конкретных исторических обстоятельств их возникновения. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.


В 2013 году цель проекта заключалась в разработке базового варианта концепции единой (без проведения границы между Востоком и Западом) истории Европы в Средние века и раннее Новое время, а также в разработке и опробовании методов межрегиональных и общеевропейских исторических исследований. При этом каждый из шести субпроектов 2013 г. был направлен на изучение собственного объекта.

Для субпроекта А — это стратегии династических связей и связанные с ними стратегии имянаречения и культурного обмена в большом европейском регионе, включающем в себя Скандинавию, Киевскую Русь и половецкие степи при хронологическом охвате от IX до XIII вв., для субпроекта Б — это модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности — прежде всего в XV — XVII вв., для субпроекта В — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ, так и между ними, а также пути и обстоятельства трансфера технологий, знаний и образов в географическом и культурном пространстве «Большой Европы» с V по XV вв., для субпроекта Г – это исторические концепции европейского Средневековья, предлагавшиеся исторической наукой на протяжении XIX — XXI вв.  в контексте конкретных исторических условий их возникновения, а также судеб историков-медиевистов и политических обстоятельств, способствовавших складыванию тех или иных актуальных моделей средневекового прошлого Европы, для субпроекта Д — это политическая и конфессиональная культура кавказских обществ VI — XI вв., оказавшихся на перекрестке разнокультурных влияний и находивших собственные, во многом весьма оригинальные — пути политогенеза, политической репрезентации, конфессионализации и выстраивания собственной религиозно-культурной идентичности, для субпроекта Е — это сакральные пространства и способы их формирования на протяжении раннего и высокого Средневековья — как в Византии  и всей сфере ее культурного влияния, так и в Латинской Европе. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.

В 2014 году общим объектом исследования всех участников проекта были специфические особенности культур Восточной и Западной Европы и взаимоотношения между ними в Средние века и ранее Новое время. Вместе с тем каждый из пяти субпроектов 2014 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.

Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» —  это стратегии династических связей и связанные с ними стратегии имянаречения и культурного обмена в большом европейском регионе, включающем в себя Скандинавию, Киевскую Русь и Великую степь при хронологическом охвате от IX до XIII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности — прежде всего в XV — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ, так и их между собой, а также пути и обстоятельства трансфера технологий, знаний и образов в географическом и культурном пространстве «Большой Европы» с V по XV вв., для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это политическая и конфессиональная культура кавказских обществ VI — XI вв., оказавшихся на перекрестке разнокультурных влияний и находивших собственные, во многом весьма оригинальные — пути политогенеза, политической репрезентации, конфессионализации и выстраивания собственной религиозно-культурной и художественной идентичности, для субпроекта Ж — «Древняя Русь и латинский Запад: схождения и отталкивания, связи и типология» — это династические контакты и культурные связи между Киевской Русью и странами Центральной и Западной Европы. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.

В 2015 году о
бщим объектом исследования были специфические особенности различных (этнических, языковых, религиозных) культур Восточной и Западной Европы и многообразие   взаимоотношений между ними на протяжении Средневековья и раннего Нового времени. При этом каждый из пяти субпроектов 2015 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.

Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» — это разнообразные проявления взаимодействия между различными этническими, религиозными и социальными группами на территории Восточной Европы (затрагивая Скандинавию, южнорусские степи, предгорья Кавказа) в IX — XII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношения христианских культур латинского Запада и русских земель к иудаизму и его носителям  — преимущественно в XVI — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ (прежде всего Латинская Европа и Византия), так и между ними, а также обстоятельства возникновения новых представлений об ученом знании и их распространения (в основном на западноевропейском материале XII в.), для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это церковная архитектура Абхазии и Алании, в которой отразились импульсы идущие как с Запада (в данном случае это Византия), так и с Востока, для субпроекта З — «Культы святых в христианских культурах Востока и Запада Европы в средние века и раннее Новое время: религиозно-культурные, социальные и политические функции» — это представления о святости на Западе (отразившиеся в процессах по канонизации) и в Древней Руси. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.

В 2016 году проект был продолжен под названием «Общее и особенное в динамике культурного и политического развития на Востоке и Западе Европы в X—XVII вв». Вопросы о характере взаимоотношений между культурами Восточной и Западной Европы в Средние века и раннее Новое время, о сходстве и различиях в их исторических путях всегда относились к кругу важнейших тем европейской медиевистики. Для российской медиевистики эти «проклятые вопросы» были и остаются центральными с момента ее возникновения и не потеряют актуальности в обозримом будущем. Причина такого постоянства состоит в том, что те или иные интерпретации средневековой истории предоставляют конкретный материал и теоретическую аргументацию для конструирования современных (XIX – XXI вв.) европейских идентичностей и политических сообществ. Как идея непреодолимого различия культур, возникших на фундаментах католичества и православия, так и противоположная идея их глубинной близости в равной степени основываются на интерпретациях средневекового прошлого - правда, интерпретациях глубоко различных. То же относится к идеям исключительной национальной самобытности, с одной стороны, или, напротив, общеевропейской интеграции, с другой. Проект 2016 года был направлен прежде всего на выявление общеевропейского измерения средневекового прошлого (а значит, и существующих сегодня европейских культур) при одновременной оценке той роли, которую сыграло разнообразие культурных и политических констелляций в складывании многообразного, но вместе с тем общего исторического пространства Европы. Постановка исследовательской задачи такого рода, чтобы не остаться философско-спекулятивной, должна реализовываться в серии конкретно-исторических исследований, посвященных относительно «частным» вопросам. Поэтому проект включал в себя несколько модулей или субпроектов, заменяемых по мере их исчерпания новыми:

С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь

Публикации по проекту:

Dmitriev P. M. La Russie orthodoxe face aux « hérésies latines» à l’époque de Louis XIII, in: Le lieu et le moment, Mélanges en l'honneur d'Alain Cabantous. Paris : Publications de la Sorbonne, 2014. С. 367-382. 
Дмитриев М. В. Московская Русь, ислам и мусульмане: особая модель религиозного плюрализма?, in: Религиозность: личность перед выборами бытия. Владимир , 2012. С. 27-37. 
Boytsov M. Alexander der Große als Wohltäter der Moskowiter, in: Geschichtsvorstellungen. Texte, Bilder und Begriffe aus dem Mittelalter. Festschrift für Hans-Werner Goetz zum 65. Geburtstag. Köln : Böhlau Verlag, 2012. С. 508-534. 
Boytsov M. Die Erlebnisse der Vertreter Ivans des Schrecklichen auf dem Reichstag zu Regensburg im Jahre 1576 und ihr Nachwirken, in: Bayern und Russland in vormoderner Zeit. Annäherungen bis in die Zeit Peters des Großen. Muenchen : Beck, 2012. С. 227-257. 
Бойцов М. А. Каким московские послы увидели двор Максимилиана I в 1517 г., да и увидели ли они его?, in: От текста к реальности: (не)возможности исторических реконструкций. Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2012. С. 162-193. 
Дмитриев М. В. «Православная конфессионализация» в Восточной Европе во второй половине XVI века?, in: Дрогобицький краеєзнавчий збiрник. Дрогобич : Коло, 2012. С. 133-152. 
Бойцов М. А. Каким московские послы увидели двор Максимилиана I в 1517 г., да и увидели ли они его? // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2013. № 6 (22). 
Voskoboynikov O. L'image d'Aristote et la construction des modèles intellectuels au XIIIe siècle // Cahiers de recherches médiévales et humanistes. 2014. No. 27. P. 73-96. 
Бойцов М. А. Различные взгляды на посольство Ивана IV к императору Максимилиану II в 1576 г, in: Средневековая Европа: Восток и Запад. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 327-364. 
Дмитриев М. В. «Bons et naturels Français». Католицизм и дискурсы французской идентичности в годы Парижской лиги, in: Французские религиозные войны 16 в.: новые источники, новые подходы. Материалы международной конференции, Петербург, 14-16 июня 2012 года. Санкт-Петербург , 2015. С. 263-290. 
Дмитриев М. В. «Новаторы» и «консерваторы» в украинско-белорусской и русской религиозной культуре первой половины XVII в. (Кирилл Транквиллион-Ставровецкий и его противники), in: Украина и Россия: взаимодействие в культурном пространстве Европы. Материалы второй конференции Российской ассоциации украинистов. Москва, декабрь 2011 года.: МГИМО-Университет, 2015. С. 21-34. 
Voskoboynikov O. Echt, gereinigt, gefälscht. Der Aristoteles des 13. Jahrhunderts zwischen römischer Kurie und staufischem Hof, in: Verleugnete Rezeption. Fälschungen antiker Texte. Freiburg : Rombach, 2017. С. 259-274. 
Виноградов А. Ю. СТРАТЕГИЯ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ У БАГРАТИДОВ (ДО XIII В.), in: ΠΟΛΥΤΡΟΠΟΣ. Сборник научных статей памяти Аркадия Анатольевича Молчанова (1947 –2010). Москва : Индрик, 2014. С. 130-148. 
Dmitriev P. M. La «Sainte Russie » et la chrétienté, in: La chrétienté dans l'histoire. Une notion mouvante. Paris : Editions Parole et Silence/Collège des Bernardins, 2014. С. 105-127. 
Дмитриев М. В. Московский «Лютер или, скорее, Цвингли». Предшественники российских евангельских христиан в эпоху Ивана Грозного, in: Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы. Москва : РС ЕХБ, 2013. С. 48-58. 
Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. Близкородственные браки Рюриковичей в XII в. как предмет вспомогательно-исторического исследования, in: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXV Международной научной конференции. Москва, 31 января – 2 февраля 2013 г.. Москва : РГГУ, 2013. С. 96-102. 
Boytsov M. Construction d'un passé utile: Alexandre le Grand, les empereurs Auguste et Constantin, protecteurs de Moscou, in: Écrire et réécrire l’histoire russe d’Ivan le Terrible à Vasilij Ključevskij (1547-1917). Paris : Institut d'études slaves, 2013. С. 65-74. 
Boytsov M. Totenfeier für Kaiser Friedrich III.: Die Vorbereitungen des Veranstalters, in: König und Kanzlist, Kaiser und Papst. Friedrich III. und Enea Silvio Piccolomini in Wiener Neustadt/Hrsg. von Franz Fuchs, Paul-Joachim Heinig und Martin Wagendorfer. Wien : Böhlau Verlag, 2013. С. 281-305. 
Виноградов А. Ю. Византийская лента протоспафария из Мощевой балки, in: III «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. Памятники раннего христианства на Западном Кавказе. К 1025-летию крещения Руси: Материалы международной археологической конференции (г. Краснодар, 27–29 мая 2013 г.). Краснодар , 2013. С. 21-24. 
Дмитриев М. В. Московская Русь и мусульмане: состояние исследований и спорные вопросы, in: Восьмой мусульманский форум. Сборник материалов. Москва : Издательский дом «Медина», 2013. С. 82-95. 
Дмитриев М. В. Парадоксы «Святой Руси». «Святая Русь» и «русское» в культуре Московского государства 16-17 вв. и фольклоре 18-19 вв., in: L’invention de la Sainte Russie. L'idée, les mots, les images: numéro spécial de “Cahiers du monde russe”. Париж : de l'École des Hautes Études en Sciences Sociales, 2013. С. 319-331. 
Дмитриев М. В. Предисловие, in: Завещания униатских иерархов Киевской митрополии XVII и XVIII вв. как пример религиозной культуры общества Речи Посполитой. Люблин : Wydawnictwo Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego, 2013. С. 7-18. 
Лидов А. М. Видение Храма и Града. О иерусалимской символике скульптурных икон на фасадах русских храмов XII века, in: L’invention de la Sainte Russie. L'idée, les mots, les images: numéro spécial de “Cahiers du monde russe”. Париж : de l'École des Hautes Études en Sciences Sociales, 2013. С. 301-318. 
Лидов А. М. Огонь Анастенарии. Иеротопия византийского обряда ритуальных танцев с иконами, in: Иеротопия Огня и Света в искусстве и культуре византийского мира. Москва , 2013. 
Успенский Ф. Б. Знатная вдова в средневековой Скандинавии и на Руси: Матримониальные стратегии и легенды власти, in: Культурные коды Средневековья / Сост. и отв. ред. А.К. Гладков (в печати). Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2013. 
Успенский Ф. Б. Последний каламбур Снорри? (Заметки на полях «Саги о Стурлунгах», in: Атлантика. Записки по исторической поэтике. Москва : Издательство Московского университета, 2013. С. 169-189. 
Успенский Ф. Б. Смерть Сигурда: К вопросу о восприятии эддических сюжетов в Исландии XIII — XIV вв., in: Ретроспективная информация источников: образы и реальность. Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2013. С. 54-62. 
Dmitriev P. M. Muslims in Muscovy (XVth through XVIIth centuries): integration or exclusion?, in: Religious Minorities, Integration and the State. Turnhout : Brepols Publishers, 2015. С. 69-82. 
Дмитриев М. В. Московская Русь перед лицом «иноверия»: восточнохристианская модель религиозно-культурного плюрализма?, in: Средневековая Европа: Восток и Запад. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 233-324. 
Vinogradov A., Korolev A., Kashtanov D. The Chronology Relating to the Hagiographic Tradition of St Clement of Rome, in: Byzantine Hagiography: Texts, Themes & Projects. Turnhout : Brepols Publishers, 2018. С. 201-220.
Chkhaidze V., Denis K., Vinogradov A. The Mysterious Seal Of Alexios Komnenos From Tamatarch / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 57/HUM/2014. 
Бойцов М. А. Сладкая жизнь. Распорядки женской половины Тирольского двора, in: Многоликая повседневность: микроисторические подходы к изучению прошлого. Материалы конференции памяти Ю.Л. Бессмертного (1923-2000). Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 217-245. 
Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В., Елшин Д. Д. Кирпич в церковной архитектуре Закавказья IX–X вв., in: Е. И. Крупнов и развитие археологии Севертного Кавказа. XXVIII Крупновские чтения. Материалы международной научной конференции. Москва, 21-25 апреля 2014 г.. Москва , 2014. С. 319-322. 
Дмитриев М. В. Перемены в конфессиональном самосознании духовенства Киевской митрополии в конце XVI в. как фактор сближение украинско-белорусского общества с Московской Русью, in: Современные проблемы изучения истории Церкви. Сборник докладов международной конференции. МГУ им. Ломоносова, 7-8 ноября 2011 года.. Москва : Паломник, 2014. С. 132-156. 
Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. 
Воскобойников О. С. Сколько тел у короля? // Логос. 2014. № 99. C. 279-288. 
Успенский Ф. Б. К этимологии названий днепровских порогов у Константина Багрянородного: βράσμα νερου, in: Славяне и их соседи. ХХVII конференция памяти В.Д. Королюка: Рассказы о путешествиях, паломничествах, миграциях в источниках Средних веков и раннего Нового времени. Москва : Индрик, 2014. С. 87-91. 
Boytsov M. Der tote Papst im Sessel und andere Gespenster, in: Papst Johannes XXII. Konzepte und Verfahren seines Pontifikats. Berlin : De Gruyter, 2014. С. 501-533. 
Dmitriev P. M. Lа «Sainte Russie» des textes folkloriques russes: un concept «national» ou confessionnel?, in: Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge – XXe siècle. Paris : Honoré Champion éditeur, 2014. С. 217-238. 
Литвина А. Ф.Успенский Ф. Б. Знатная вдова в средневековой Скандинавии и на Руси: Матримониальные стратегии и легенды власти, in: Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Казань : Нестор-История, 2014. С. 7-21. 
Uspenskij F. What’s in a Name? Dynastic Power and Antroponymics in Medieval Scandinavia and Rus’ (the Case of Svyatoslav and Svyatoslava), in: Vers l’Orient et vers l’Occident : regards croisés sur dynamiques et les transferts culturels des Vikings à la Rous ancienne. Caen : Presses universitaires de Caen, 2014. С. 377-381. 
Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. Христианские имена половецких язычников, in: Восточная Европа в древности и средневековье: Язычество и монотеизм в процессе политогенеза. XXVI Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. Москва, 16–18 апреля 2014 г.. Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2014. С. 158-163. 
Boytsov M. Die Konstantinische Schenkung und ähnliche Gaben – im Westen und im Osten Europas // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2015. Vol. 63. No. 1. P. 23-46. 
Бойцов М. А. Помазание на царство: от Саула до Штауфенов и далее, in: Образ и символ в иудейской, христианской и мусульманской традиции. Москва : Индрик, 2015. С. 205-226. 
Pax Islamica. Москва : Издательский дом Марджани, 2015. 
Дмитриев М. В. «Разум духовный» в посланиях старца Артемия (сер. XVI века): понятие или метафора?, in: Символы, понятия, метафоры в иудейской, исламской и христианской традициях. Москва : Исследовательский центр Еврейского музея Москвы, 2015. С. 227-256. 
Бойцов М. А. Как Александр Македонский по пути из Чехии поддержал московитов, in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 265-300. 
Виноградов А. Ю. Абхазское царство - опыт политогенеза между христианством и исламом (конец VIII - начало Х в.), in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 11-59. 
Воскобойников О. С. Право на миф. Введение в поэтику Шартрской школы, in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 139-181. 
Дмитриев М. В. От антииудаизма к иудаизантизму в православной культуре Востока Европы в конце XV – XVI вв., in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 207-265. 
Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. Правитель и его тёзки на Севере и Востоке Европы в IX — начале XIII в., in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 60-84. 
Яцык С. А. Мудрость святых у языческих философов: к эволюции этических взглядов Иоанна Уэльского, in: Polystoria: Цари, святые, мифотворцы в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 183-204. 
Boytsov M. Seeking for harmony after chaos: political ceremonies in the first “ceremonial section” of the Golden Bull of 1356 // Micrologus. Natura, scienze e società medievali. 2017. Vol. 25. P. 335-354. 
Voskoboynikov O. Deux harmonies en comparaison: Michel Scot et Grégoire du Mont Sacré // Micrologus. Natura, scienze e società medievali. 2017. Vol. 25. P. 169-196. 
Бойцов М. А. Сословно-представительная монархия: ошибка в переводе?, in: Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середина XVII в.. Москва : Древлехранилище, 2017. С. 18-32. 
Литвина А. Ф.Успенский Ф. Б. Княжеское сиротство: Об одном актуальном параметре престолонаследия на Руси XII в., in: Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: Современные исследования и перспективы развития. Материалы XXVII Международной научной конференции. Москва, 9-11 апреля 2015 г.. Москва : Изд-во РГГУ, 2015. С. 58-64. 
Виноградов А. Ю. Очерк политической и церковной истории Абхазского царства, in: Церковная архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства. Конец VIII — X в.. Москва : Индрик, 2015. С. 17-88. 
Boytsov M. Hus und seine Zeit in russischer und sowjetischer historisch-literarischer Verarbeitung // Bohemia. Zeitschrift für Geschichte und Kultur der böhmischen Länder. 2015. Vol. 55. No. 1. P. 1-17. 
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Готские граффити из Мангупской базилики // Средние века. 2015. Т. 76. № 3-4. C. 57-75. 
Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 1. VIII–X вв. // Богословские труды. 2015. № 46. C. 77-116. 
Litvina A.Uspenskij F. The Prince and His Names in the 12th Century (A Philological Approach to Medieval Political History) // Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2015. Vol. 60. No. 2. P. 346-364. 
Литвина А. Ф.Успенский Ф. Б. За что убили Ярополка Изяславича? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. Т. 61. № 3. C. 73-74. 
Петрухин В. Я. О балканских мотивах в русском летописании и миниатюре, in: Балканский тезаурус: Начало. Балканские чтения 13. Тезисы и материалы. Москва 7-9 апреля 2015 г.. Москва : Институт славяноведения РАН, 2015. С. 162-165. 
Петрухин В. Я. Саркел и Бертинские анналы: Хазарское начало русской истории?, in: Восточная Европа в древности и средневековье. Государственная территория как фактор политогенеза. XXVII чтения памяти чл.-корр. АН СССР В.Т. Пашуто. Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2015. С. 216-221. 
Виноградов А. Ю., Виноградова Е. А. О дате фресок Моквского собора, in: Россия – Грузия. Диалог культур: Сборник статей по материалам конференции 2013 года и научных чтений 2014 года, посвященных памяти Давида Ильича Арсенишвили.. Москва : Музей им. Андрея Рублева, 2015. С. 48-56. 
Дмитриев М. В. Peccatum originale. Был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом?, in: Блаженный Августин и его наследие в истории христианской культуры. Москва : Издательство ПСТГУ, 2015. С. 140-156. 
Петрухин В. Я. Ересь и кощунственное в народной аксиологии, in: Категория оценки и система ценностей в языке и культуре. Москва : Индрик, 2015. С. 274-284. 
Бойцов М. А. Нюрнбергская гордость, «корона с дугой» и покойные императоры, in: Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего нового времени. Сборник трудов в честь Всеволода Матвеевича Володарского. Москва : Центр гуманитарных инициатив, 2016. С. 222-241. 
Бойцов М. А. Первое прощание с последним князем Тироля, in: Universitas historiae. Сборник статей в честь Павла Юрьевича Уварова. Москва : ИВИ РАН, 2016. С. 254-261. 
Дмитриев М. В. Peccatum originale. Был ли возможен диалог Московской Руси с августинизмом?, in: Блаженный Августин и августинизм в западной и восточной традициях. Москва : Издательство ПСТГУ, 2016. С. 154-175. 
Бойцов М. А. Папа римский в Константинополе, in: Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 11-42. 
Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. 
Воскобойников О. С. Литературные истоки готической физиогномики, in: Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 174-213. 
Boytsov M. Ghostly Knights: Kings’ Funerals in 14th Century Europe and the Emergence of an International Style, in: Death in Medieval Europe: Death Scripted and Death Choreographed. London : Routledge, 2017. С. 149-163. 
Бойцов М. А. «Aqua Spiritus sanctus est»: символизм воды у Гильома Дюрана, in: Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва : Феория, 2017. С. 278-294. 
Voskoboynikov O. La fisiognomica scolpita nel Duecento, in: Statue. Rituali, scienza e magia dalla tarda Antichità al Rinascimento. Firenze : Edizioni del Galluzzo, 2017. С. 417-442. 
Дмитриев М. В. «Вода вся - святая». О древнерусских обрядах освящения воды в «народной» и «высокой» культуре, in: Святая Вода в иеротопии и иконографии христианского мира. Москва : Феория, 2017. С. 659-671. 
Успенский Ф. Б. К характеристике культа святых в династии Рюриковичей домонгольского времени, in: Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. С. 253-260. 
Бойцов М. А. Папа римский в Константинополе, in: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. 2-е изд.. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 10-35. 
Виноградов А. Ю. Письменность у «варваров»-христиан на северной периферии Византии: статус языка алан и крымских готов в свете новых открытий, in: VIII Международный византийский семинар ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. Материалы научной конференции. Севастополь , 2016. С. 29-33. 
Vinogradov A., Korobov M. Gotische Graffito-Inschriften aus der Bergkrim // Zeitschrift fur Deutsches Altertum und Deutsche Literatur. 2016. Vol. 145. P. 141-157. 
Виноградов А. Ю. ХРАМИК НАД ГЛАВНЫМИ ВОРОТАМИ ЭСКИ-КЕРМЕНА И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТРАДИЦИЯ НАДВРАТНЫХ ЦЕРКВЕЙ // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2016. № 21. C. 174-192. 
Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. О возможных мотивах одного политического убийства (XI в.), in: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Международной научной конференции. Москва : Аквилон, 2016. С. 35-40. 
Бойцов М. А. "Константинов дар" и его аналоги - на Западе и Востоке Европы, in: На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг.. Москва : РОССПЭН, 2016. С. 132-154. 
Бойцов М. А. Неисчерпаемость дара, in: На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг.. Москва : РОССПЭН, 2016. С. 252-258. 
Виноградов А. Ю. Византийские подарки кавказским правителям: дань и подданство, in: На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг.. Москва : РОССПЭН, 2016. С. 40-54. 
Виноградов А. Ю., Елшин Д. Д. Греческий «след» в Десятинной церкви, in: Византийские очерки. Санкт-Петербург : Алетейя, 2016. С. 44-60. 
Виноградов А. Ю., Елшин Д. Д. Средневизантийский храм Учаяк и некоторые вопросы строительной техники в Малой Азии, in: Белградский сборник (Труды Государственного Эрмитажа. Т. LXXX). Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2016. С. 7-27. 
Успенский Ф. Б.Литвина А. Ф. Испытание дарами на пути «из варяг в греки»: дипломатический этикет и повествовательная формула, in: На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг.. Москва : РОССПЭН, 2016. С. 55-62. 
Успенский Ф. Б. Князь Игорь и Кончак: враги-побратимы?, in: Leo philologiae. Фестшрифт в честь 70-летия Льва Иосифовича Соболева. Москва , 2016. С. 279-285. 
Успенский Ф. Б. Христология неофитов, in: История, язык, культура Центральной и Юго-Восточной Европы в национальном и региональном контексте: К 60-летию Константина Владимировича Никифорова. Москва , 2016. С. 545-557. 
Яцык С. А. Лионский II собор, in: Православная энциклопедия. Москва : Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2016. С. 84-86. 
Дмитриев М. В. Иудаизм и евреи в зеркале восточноевропейских православных и католических текстов XV–XVI вв., in: Polystoria: Зодчие, конунги, понтифики в средневековой Европе. Москва : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 213-245. 
Litvina A.Uspenskij F. Dynastic Power And Name-Giving Principles In Kievan And Muscovite Rus’ (10th - 16th Centuries) // Micrologus. Natura, scienze e società medievali. 2017. Vol. 25. P. 87-105. 
Дмитриев М. В. Православное и «русское» в представлениях о «русском народе» Речи Посполитой (конец XVI – середина XVII вв.), in: Древняя Русь после Древней Руси: дискурс восточнославянского (не)единства. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2017. С. 193-214. 
M. V. Dmitriev Le fait religieux et le christianisme dans les manuels scolaires de Russie, 1985-2015, in: Faits religieux et manuels d’histoire. Contenus – Institutions – Pratiques. Approches comparées à l’échelle internationale. Paris : Arbre bleu, 2018. С. 147-158. 
Дмитриев М. В. Конфессиональные особенности представлений о культе святых в некоторых полемических текстах Московской Руси конца XV-XVI вв., in: Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. 
Дмитриев М. В. Конфессиональные особенности представлений о культе святых в некоторых полемических текстах Московской Руси конца XV-XVI вв., in: Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. С. 28-56. 
Яцык С. А. Тренды в изучении святости, in: Европа святых. Социальные, политические и культурные аспекты святости в Средние века. Санкт-Петербург : Алетейя, 2018. С. 5-15. 
Voskoboynikov O. Michel Scot, le théologien, in: De l'homme, de la nature et du monde. Mélanges d'histoire des sciences médiévales offerts à Danielle Jacquart..: Droz, 2019. С. 153-164. 
F. B. Uspenskij Die Enstehung eines Modells der Namenwahl: Magnús als Name für illegitimes Kind des Herrschers im mittelalterlichen Skandinavien, in: Kulturelle Integration und Personennamen im Mittelalter.: De Gruyter, 2019. С. 301-314. 

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.