Для субпроекта А — это стратегии династических связей и связанные с ними стратегии имянаречения и культурного обмена в большом европейском регионе, включающем в себя Скандинавию, Киевскую Русь и половецкие степи при хронологическом охвате от IX до XIII вв., для субпроекта Б — это модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности — прежде всего в XV — XVII вв., для субпроекта В — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ, так и между ними, а также пути и обстоятельства трансфера технологий, знаний и образов в географическом и культурном пространстве «Большой Европы» с V по XV вв., для субпроекта Г – это исторические концепции европейского Средневековья, предлагавшиеся исторической наукой на протяжении XIX — XXI вв. в контексте конкретных исторических условий их возникновения, а также судеб историков-медиевистов и политических обстоятельств, способствовавших складыванию тех или иных актуальных моделей средневекового прошлого Европы, для субпроекта Д — это политическая и конфессиональная культура кавказских обществ VI — XI вв., оказавшихся на перекрестке разнокультурных влияний и находивших собственные, во многом весьма оригинальные — пути политогенеза, политической репрезентации, конфессионализации и выстраивания собственной религиозно-культурной идентичности, для субпроекта Е — это сакральные пространства и способы их формирования на протяжении раннего и высокого Средневековья — как в Византии и всей сфере ее культурного влияния, так и в Латинской Европе. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.
Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время
Основной научный проект, над которым сотрудники Лаборатории работали в 2012–2016 годах — «Восток и Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия».
В 2012 году общим объектом исследования были взаимоотношения культур Восточной и Западной Европы в Средние века и ранее Новое время, а также отражение и интерпретация этих взаимоотношений в последующей исторической традиции.
В 2013 году цель проекта заключалась в разработке базового варианта концепции единой (без проведения границы между Востоком и Западом) истории Европы в Средние века и раннее Новое время, а также в разработке и опробовании методов межрегиональных и общеевропейских исторических исследований. При этом каждый из шести субпроектов 2013 г. был направлен на изучение собственного объекта.
В 2014 году общим объектом исследования всех участников проекта были специфические особенности культур Восточной и Западной Европы и взаимоотношения между ними в Средние века и ранее Новое время. Вместе с тем каждый из пяти субпроектов 2014 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.
Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» — это стратегии династических связей и связанные с ними стратегии имянаречения и культурного обмена в большом европейском регионе, включающем в себя Скандинавию, Киевскую Русь и Великую степь при хронологическом охвате от IX до XIII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношений между христианскими и нехристианскими культурами на Западе и Востоке Европы в связи с дискурсами религиозной нетерпимости и религиозной толерантности — прежде всего в XV — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ, так и их между собой, а также пути и обстоятельства трансфера технологий, знаний и образов в географическом и культурном пространстве «Большой Европы» с V по XV вв., для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это политическая и конфессиональная культура кавказских обществ VI — XI вв., оказавшихся на перекрестке разнокультурных влияний и находивших собственные, во многом весьма оригинальные — пути политогенеза, политической репрезентации, конфессионализации и выстраивания собственной религиозно-культурной и художественной идентичности, для субпроекта Ж — «Древняя Русь и латинский Запад: схождения и отталкивания, связи и типология» — это династические контакты и культурные связи между Киевской Русью и странами Центральной и Западной Европы. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.
В 2015 году общим объектом исследования были специфические особенности различных (этнических, языковых, религиозных) культур Восточной и Западной Европы и многообразие взаимоотношений между ними на протяжении Средневековья и раннего Нового времени. При этом каждый из пяти субпроектов 2015 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.
Для субпроекта А — «Nordica. Северная Европа и Русь» — это разнообразные проявления взаимодействия между различными этническими, религиозными и социальными группами на территории Восточной Европы (затрагивая Скандинавию, южнорусские степи, предгорья Кавказа) в IX — XII вв., для субпроекта Б — «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)» — это модели отношения христианских культур латинского Запада и русских земель к иудаизму и его носителям — преимущественно в XVI — XVII вв., для субпроекта В – «Символическое наследие европейского Средневековья» — это формы символической коммуникации как внутри европейских политических и культурных сообществ (прежде всего Латинская Европа и Византия), так и между ними, а также обстоятельства возникновения новых представлений об ученом знании и их распространения (в основном на западноевропейском материале XII в.), для субпроекта Д — «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)» — это церковная архитектура Абхазии и Алании, в которой отразились импульсы идущие как с Запада (в данном случае это Византия), так и с Востока, для субпроекта З — «Культы святых в христианских культурах Востока и Запада Европы в средние века и раннее Новое время: религиозно-культурные, социальные и политические функции» — это представления о святости на Западе (отразившиеся в процессах по канонизации) и в Древней Руси. С кратким отчетом о результатах работы по этому проекту можно ознакомиться здесь.
В 2016 году проект был продолжен под названием «Общее и особенное в динамике культурного и политического развития на Востоке и Западе Европы в X—XVII вв». Вопросы о характере взаимоотношений между культурами Восточной и Западной Европы в Средние века и раннее Новое время, о сходстве и различиях в их исторических путях всегда относились к кругу важнейших тем европейской медиевистики. Для российской медиевистики эти «проклятые вопросы» были и остаются центральными с момента ее возникновения и не потеряют актуальности в обозримом будущем. Причина такого постоянства состоит в том, что те или иные интерпретации средневековой истории предоставляют конкретный материал и теоретическую аргументацию для конструирования современных (XIX – XXI вв.) европейских идентичностей и политических сообществ. Как идея непреодолимого различия культур, возникших на фундаментах католичества и православия, так и противоположная идея их глубинной близости в равной степени основываются на интерпретациях средневекового прошлого - правда, интерпретациях глубоко различных. То же относится к идеям исключительной национальной самобытности, с одной стороны, или, напротив, общеевропейской интеграции, с другой. Проект 2016 года был направлен прежде всего на выявление общеевропейского измерения средневекового прошлого (а значит, и существующих сегодня европейских культур) при одновременной оценке той роли, которую сыграло разнообразие культурных и политических констелляций в складывании многообразного, но вместе с тем общего исторического пространства Европы. Постановка исследовательской задачи такого рода, чтобы не остаться философско-спекулятивной, должна реализовываться в серии конкретно-исторических исследований, посвященных относительно «частным» вопросам. Поэтому проект включал в себя несколько модулей или субпроектов, заменяемых по мере их исчерпания новыми:
- Субпроект А: «Nordica. Северная Европа и Русь»
- Субпроект Б: «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)»
- Субпроект В: «Символическое наследие европейского Средневековья»
- Субпроект Г (2012-2013): «Отечественная и зарубежная медиевистика как форма осмысления европейским обществом ключевых проблем современности»
- Субпроект Д: «Византия и Кавказ: религия, идентичность и политогенез (VII-XII вв.)»
- Субпроект Е (2013): «Сакральное пространство и иконография. Сравнительное исследование византийской и латинской традиций»
- Субпроект Ж (2014): «Древняя Русь и латинский Запад: схождения и отталкивания, связи и типология»
- Субпроект З (2015): «Культы святых в христианских культурах Востока и Запада Европы в средние века и раннее новое время: религиозно-культурные, социальные и политические функции». В 2016 продолжен под названием «Europa sanctorum. Общее и особенное в политических и культурных аспектах культа святых на Востоке и Западе Европы».
Публикации по проекту:
Бойцов М. А. Сословно-представительная монархия: ошибка в переводе?, in: Представительные институты в России в контексте европейской истории XV – середина XVII в.. Москва : Древлехранилище, 2017. С. 18-32.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.