• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Вестфальский мир (1648 г.): рождение модерной модели религиозно-культурного плюрализма?

5 апреля в Лаборатории прошел очередной семинар из цикла "Дискуссионное Средневековье". С докладом выступил профессор СмолГУ Ю.Е. Ивонин

Такой теме был посвящен проведенный в Лаборатории 5 апреля 2016 года (совместно с Германским историческим институтом в Москве) очередной дискуссионный семинар в рамках серии «Дискуссионное средневековье» и исследовательского проекта, посвященного моделям религиозно-культурного плюрализма в византийско-православных и «латинских» обществах Европы. Общая цель этого научного проекта - продвинуться вперед в анализе типологически релевантных черт в опыте построения отношений между разными конфессиональными группами в истории о западнохристианского мира по сравнению с восточнохристианским и vice versa. «Дискуссионное средневековье» же ставит целью вынесение на обсуждение специалистов и всех заинтересованных тех или иных спорных проблем сравнительной истории Запада и Востока Европы. Особенность «Дискуссионного средневековья» и в том, что наши встречи призваны помочь модернизировать и обогащать  университетские курсы по истории Средних веков и раннего Нового времени новыми идеями, подходами, поворотами, приёмами, а равным образом и знаниями о современном состоянии исследований в соответствующей области.

В этот раз заседание «Дискуссионного средневековья» было нацелено на  проблематику религиозной нетерпимости и accommodating cultural differences обществ Европы в  XVII в. Темой семинара стал опыт Тридцатилетней войны (первый воркшоп такого рода был проведен в ЛМИ в ноябре 2015 г.).

Семинар открылся докладом проф. Юрия Евгеньевича Ивонина (Смоленский ГУ) на тему: "От религиозного насилия к иренизму: осмысление опыта Тридцатилетней войны в общественном сознании Европы".

Дискуссия была весьма оживленной. Она строилась, однако, главным образом, вокруг тех вопросов, которые важны не только в исследовательском плане, но и в плане университетского преподавания. А именно:

- почему так мучительно труден был путь к религиозной терпимости в истории латинского Запада - и в средние века, и  в новое время? Почему Московская Русь в этом отношении заметно отличается от латинского Запада?
- как понять, что украинско-белорусские земли в первой половине XVII вв. породили целый ряд текстов, в которых проводилась и обосновывалась идея мирного сосуществования разных конфессий в одном государстве? И не был ли православный проект унии, который и привел к рождению Греко-католической церкви в 1595-1596 гг., своего рода экуменическим проектом (неприемлемым, как оказалось, для Рима), опередившим на 300 лет экуменическое движение XX века?
- постепенное складывание секулярной культуры и рост антиклерикализма при переходе к Новому времени – привели ли они к рождению атеизма? Или прав был Л. Февр (книга «Религия Рабле»), который показывал, что вплоть до конца XVIII века атеизм в Европе был невозможен и потому его не было?  
- опыт Тридцатилетней войны и эволюции европейских обществ в эту  эпоху – в самом ли деле это победный марш прагматизма, секуляризации, политического рационализма? Или, как считает школа исследователей конфессионализации, это был пример возрастания воздействия конфессиональных факторов на общества и государства?
- в самом ли деле Вестфальская система как новая, анти-имперская и прото-национальная модель государственного развития была шагом к «модерности» и прогрессу? и так ли бесперспективен, как обычно думают, был имперский, то есть над-национальный и даже анти-национальный путь развития европейских государств?
- подтверждается ли локальными исследованиями тезис о чудовищных демографических потерях Германии в ходе Тридцатилетней войны? Оказалось, что – подтверждается…
Состоялся активный обмен мнениями и по ряду иных острых и спорных вопросов перехода к модерности в Европе – тех спорных вопросов, которые должны непременно звучать в наших университетских курсах.
 
Дискуссия «подпитывалась» и презентацией только что вышедшей очень полезной и яркой книги: 
 
Кризис и трагедия континента. Тридцатилетняя война (1618-1648) в событиях и коллективной памяти Европы. Научные редакторы и составители Ю.Е.Ивонин и Л.И.Ивонина. Москва. "ТрансЛит", 2015, 564 с.
 
Если Вы хотите высказать на нашем сайте (с пользой для университетской практики!) фундированный взгляд на одну или несколько из поднятых проблем, пишите Михаилу Владимировичу Дмитриеву, dmitrievm300@gmail.com