«Центры» и «периферии» в средневековой Европе
Проект выполнен в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ в 2017 году.
Объект исследования
Общим объектом исследования всех участников данного проекта являются такие характерные особенности Латинского и восточноевропейского Средневековья, в которых нашли свое выражение те или иные синхронические или же диахронические взаимоотношения между тем, что воспринималось современниками в качестве образцов и разного рода им подражаниями.
Вместе с тем каждый из пяти субпроектов 2017 г. был направлен на изучение собственного объекта в пределах выделенной для исследования общей области.
Так, для субпроекта 1 — «Историко-культурные связи Малой Азии и Кавказа в кон. I тыс. и формирование конституирующих элементов средневизантийской архитектуры» — объектом исследования являлись прежде всего, естественно, архитектурные памятники указанного региона — как сохранившиеся, так и выявляемые только археологическими методами или известные по их описаниям. Для субпроекта 2 — «Шартрская школа в историко-культурном контексте» — объектом были сочинения ряда известных мыслителей XII в., объединяемых в медиевистической традиции понятием «Шартрская школа». Для субпроекта 3 — «Nordica. Северная Европа и Русь» объектом исследования стали сообщения о варяжских родах в древнерусских памятниках. Для субпроекта 4 — «От nationes Средних веков к нациям Нового времени на Западе и Востоке Европы. X — XVII вв.» объектом исследования стали протонациональные дискурсы в Московской Руси и в православной культуре украинско-белорусских земель позднего средневековья и раннего Нового времени, получившие выражение в различных сочинениях этого периода. Для субпроекта 5 «Покаяние христианского государя» объектом исследования стали сцены покаяния христианских государей, как их описывали современники, а отчасти и потомки.
Цель работы
Конечная цель исследований группы состоит в разработке базового варианта концепции единой (без проведения границы между Востоком и Западом) истории Европы в Средние века и раннее Новое время, а также в разработке и опробовании методов межрегиональных и общеевропейских исторических исследований. Вместе с тем у каждого из пяти субпроектов имеются собственные цели, подчиненные вышеуказанной общей цели.
Для субпроекта 1 — это выявление характера влияний армянской и собственно византийской архитектуры на новое строительство в отвоеванной византийскими войсками в X в. феме Месопотамия.
Для субпроекта 2 цель состояла в том, чтобы определить место Шартрской школы в истории распространения в Европе XII-XIII вв. знаний о человеке и природе, с одной стороны, и в истории европейской средневековой литературы – с другой.
Для субпроекта 3 цель была в том, чтобы идентифицировать варяжских персонажей, упоминаемых в «Повести временных лет» и «Киево-Печерском патерике», и выявить их генеалогические связи с известными семействами домонгольской Руси.
Для субпроекта 4 — это выявление сходства или отличий протонациональных дискурсов в Московском великом княжестве, на православных землях Речи Посполитой (периферия) и на латинском Западе того же времени.
Для субпроекта 5 цель состояла в выявлении исходного «центра» возникновения традиции покаяния государя и тех особенных черт этой ситуации, которые будут позже так или иначе воспроизводиться «на периферии» в Средние века или же, напротив, останутся невостребованными.
Эмпирическая база исследования
Эмпирическая база исследования весьма широка и разнообразна. Исследование осуществлено на основе большого количества источников при использовании максимально широкого круга вспомогательной литературы на всех основных языках академического общения. Кроме письменных источников, в отдельных субпроектах использовались визуальные материалы, а также материальные памятники (архитектура).
Для каждого из субпроектов имеется своя источниковая база, и притом всякий раз она внутренне разнообразна из-за неизбежных различий в видах и типах используемых источников. Тем не менее говоря в целом, в первом субпроекте главную роль играют памятники архитектуры X — XI вв. в Малой Азии (прежде всего Каппадокии), на Кавказе и в Закавказье, во втором — трактаты ряда латинских авторов XII в., прежде всего Гильома Коншского и Гильома из Сен-Тьерри, в третьем — русские летописи и Киево-Печерский Патерик, в четвертом — «Повесть временных лет», славянская Библия, «Дневник поездки на Варшавский сейм», послание Иова Борецкого 1624 г., послания Львовского братства и митрополита Дионисия, «Повесть Катырева-Ростовского» и др. в пятом — прежде всего послания и речи Амвросия Медиоланского.
Результаты работы
В результате проделанной работы в рамках субпроекта 1 было выявлено, что в новообразованной феме Месопотамия шел активный процесс культурного обмена, характерный для «контактных зон». Главное, однако, в нем заключалось в том, что византийские мастера из Каппадокии принесли свои архитектурные решения, накладывавшиеся на местные традиции и в значительной степени подчинявшие их себе. В рамках субпроекта 2 удалось уточнить место Шартрской школы в истории не только средневековой литературы, но и науки, в частности, физики. Натурализм, свойственный высшей стадии развития готического стиля, питался из двух источников – зародившегося в Шартре нового взгляда на природную действительность и отношения между Богом и человеком и на такую же новую, точнее «обновленную» опытом нищенствующих орденов религиозность, искавшую единения с божеством. В рамках субпроекта 3 было выяснено родословие знатного древнерусского рода, основоположником которого был приехавший на Русь варяг Шимон, связавший себя с Киево-Печерским монастырем. Это наблюдение позволило, в свою очередь, прийти к предположению о том, что часть нетривиальных рассказов летописи является не чем иным, как отголосками родовых преданий знатных семей, чьи потомки так или иначе лично соприкасались с книжниками, причастными к созданию письменной истории Древней Руси. В субпроекте 4 была в конечном счете показана правомерность гипотезы о существенном различии между западнохристианскими и византийско-православными дискурсивными традициями в сфере построения представлений о средневековых nationes, gentes et populi ; во-вторых, в XVII в. на православной «периферии» в Речи Посполитой происходило постепенное вытеснение византийско-православной модели построения дискурсов коллективной протонациональной идентичности «латинской» моделью. В субпроекте 5 было показано, что центральная идеологема такой типично средневековой формы репрезентации власти государя, как его публичное покаяние, восходит к единственному эпизоду конца IV в. При этом смысловая амбивалентность средневекового покаяния государя — «возвышение через унижение» — отнюдь не закладывалась изначально, не была результатом теоретических размышлений, а возникла одномоментно из-за уникального сочетания конкретных политических обстоятельств. Несмотря на случайный характер своего возникновения, новой форме выражения власти, как оказалось, было суждено большое будущее. В политической традиции будет принято то и дело возвращаться к своему центральному эпизоду, всякий раз актуализируя его на новый лад из-за заложенной в него амбивалентности. «Провинциализм» такого обращения с истоком традиции будет проявляться всякий раз прежде всего в упрощении свойственных ему противоречивых смыслов. Правда, эта противоречивость возникла не при «постановке» изначальной сцены, но позже – уже в одной из самых ранних ее интерпретаций одним из соавторов новшества.
Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР
Участники проекта неоднократно принимали участие в российских и международных семинарах, коллоквиумах и конференциях, делали персональные доклады, читали лекции, спецкурсы, выступали перед широкой публикой, представляя те или иные результаты проекта. Помимо этого был подготовлен ряд публикаций (см. список в отчете), часть которых уже увидела свет. По итогам проекта предполагается издание отдельного труда (очередного сборника Polystoria) в Издательском доме Высшей школы экономики.
Область применения
В качестве области применения результатов данной научно-исследовательской работы предполагается, прежде всего, сфера отечественных и международных академических исследований в области российской истории, всеобщей истории, источниковедения, религиоведения. Кроме того, полученные знания могут быть использованы в сфере высшего, а отчасти и среднего образования, в музеях, библиотеках и иных учреждениях культуры, в медийном пространстве.
Публикации по проекту:
Pour les siècles des siècles. La civilisation chrétienne de l'Occident médiéval. Paris : Vendémiaire, 2017.
Воскобойников О. С. Людовик IX Святой и культура его времени, in: Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель. Каталог выставки. Москва : Музеи Московского Кремля, 2017. С. 26-49.
Иноческие имена на Руси. Москва : Издательство Нестор-История, 2017.
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Бравлин — бранлив или кроток? // Slovĕne. 2017. Т. 6. № 1. C. 219-235.
Виноградов А. Ю. Основные проблемы и вопросы изучения византийской эпиграфики Мангупа // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. 2017. Т. 22. C. 278-298.
Воскобойников О. С. Гильом из Сен-Тьерри против Гильома Коншского: конфликт или диалог двух моделей познания? // Диалог со временем. 2017. № 61. C. 159-173.
Дмитриев М. В. Иероним Чеславович Граля – польский знаток истории Московской Руси // Новое прошлое. 2017. № 2. C. 238-250.
Дмитриев М. В. Эволюция представлений об иконе и «иконическом» в православной культуре Руси (вторая половина XVI – начало XVII в.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Т. 78. № 5. C. 22-45.
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Из наблюдений над термином сноха в древнерусских текстах // Славяноведение. 2017. № 2. C. 85-95.
Успенский Ф. Б. Имя стяга в Норвегии XII в. (почему знамя короля Сверрира называлось Sigrfluga?) // Живая старина. 2017. № 12 (94). C. 24-27.
Успенский Ф. Б. Князь и его имя в домонгольской Руси // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2017. C. 348-367.
Бойцов М. А. Что знали при дворе Ивана III о «конституции» Священной Римской империи?, in: Великое стояние на реке Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты. Калуга : Издатель Захаров С.И. ("СерНа"), 2017. С. 65-85.
Виноградов А. Ю. К вопросу о передатировке Гурджаанской Квелацминды, in: Иверия, Афон, Россия. Духовные и культурные связи. Сборник статей по материалам IV Научных чтений, посвященных памяти Давида Ильича Арсенишвили. Москва : Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2017. С. 40-44.
Виноградов А. Ю., Елшин Д. Д. Шавшетский храм в Синкоти: проблемы «купольной базилики» в Закавказье и кирпичного зодчества в Юго-западной Грузии, in: Труды Государственного Эрмитажа. Т. 89. Византия в контексте мировой культуры. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. С. 151-163.
Виноградов А. Ю. Образ апостола: между апокрифом и иконографией, in: Христианский восток. Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. С. 41-46.
Дмитриев М. В. Святые горы, святая земля, святой лес, святые животные… Об освящении «земного» в христианской культуре староверов Верхокамья XIX – XX вв., in: Святые горы в иеротопии и иконографии христианского мира. Материалы международного симпозиума. Москва : Феория, 2017. С. 117-121.
Успенский Ф. Б. Христианская двуименность на Руси в XIV–XVI веках. Догадки и закономерности, in: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXIX Международной научной конференции., 2017. С. 41-44.
Яцык С. А., Магнуссон С. Г. Сигурдур Гилфи Магнуссон. Войти в одну реку дважды (пер. и примеч. С.А. Яцык), in: Казус. Индивидуальное и уникальное в истории - 2017.: Издательство "Индрик", 2017. С. 308-322.
Vinogradov A., Korobov M. Gothic graffiti from the Mangup basilica // NOWELE. 2018. Vol. 71. No. 2. P. 223-235. doi
Виноградов А. Ю., Гугушвили Ш. Очерк истории Абхазского католикосата. Часть 2. XI–XV вв. // Богословские труды. 2018. № 47-48. C. 290-321.
Дмитриев М. В. Идентичность Руси и «руси» в письменных памятниках украинско-белорусской православной культуры XV-XVII вв.: историографические заметки, in: Нарративы руси конца XV – середины XVIII вв.: в поисках своей истории. Москва : РОССПЭН, 2018. С. 332-383.
Boytsov M. Zum dritten ‚zeremoniellen Abschnitt‘ der Goldenen Bulle von 1356, in: Schätze der Welt aus landeshistorischer Perspektive. Festschrift zum 65. Geburtstag von Wolgang Wüst. Neustadt an der Aisch : Verlagsdruckerei Schmidt, 2018. С. 43-51.
Дмитриев М. В. «Народ благочестия руского»: о конфессиональном и этническом в представлениях о «русском народе» Речи Посполитой, in: "Вертоград многоцветный". Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори.. Москва : Издательство "Индрик", 2018. С. 453-463.
Успенский Ф. Б. Как звали думного дьяка Ивана Елеазаровича Цыплятева (из истории имянаречения XVI столетия), in: "Вертоград многоцветный". Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори.. Москва : Издательство "Индрик", 2018. С. 387-396.
Boytsov M. Ein Tod, drei Bestattungen und vier Exequien Friedrichs III., in: In Hoc Precioso Monomento. Die Bestattung Kaiser Friedrichs III. im Wiener Stephansdom. Wien : Kunsthistorisches Museum, 2019. С. 59-81.
Boytsov M. The Good Sinful Ruler: Ambrose of Milan and Theodosius I, in: The Good Christian Ruler in the First Millennium. Views from the Wider Mediterranean World in Conversation. Berlin : De Gruyter, 2021. С. 65-86.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.