«Крестовые походы — уникальный феномен западноевропейского Средневековья?»
Максим Моисеев написал репортаж о дискуссионном семинаре, организованном Лабораторией и Центром Франко-российских исследований
16 мая 2019 года в Центре франко-российских исследований прошел семинар из серии «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени», который был организован Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ совместно с ЦФРИ. Данное мероприятие приурочено к выходу книги Светланы Игоревны Лучицкой «Крестовые походы. Идея и реальность» (СПб.: Наука, 2019 (Библиотека всемирной истории)).
Данный семинар является частью большого совместного проекта Лаборатории медиевистических исследований ВШЭ, Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М. В. Ломоносова и ЦФРИ, посвященного проблематике религиозного насилия. Один из важнейших вопросов проекта — были ли различия между западно-христианскими и православными культурами в вопросах религиозного насилия и использования религиозной риторики для объяснения насилия.
Михаил Владимирович Дмитриев блестяще поставил исследовательскую задачу и спровоцировал участников семинара на поиск ответа на вопрос о роли собственно христианских представлений в идеологии и практике крестоносного движения. Среди поставленных ведущим проблем заметное место занимала проблема возможности сравнения опыта латинского Запада и православного Востока и познавательного потенциала подобного сравнения.
Светлана Игоревна Лучицкая выступила с программным докладом, показав историю возникновения и эволюции идеи священной войны на Латинском западе. С точки зрения выступающей именно институт папства придал особый, священный характер этим войнам. Ирина Игоревна Варьяш погрузила участников в противоречивый мир Испании эпохи реконкисты и совместного проживания мусульман и христиан в католических королевствах. Исследователь обратила внимание слушателей на то, что правовые документы фиксируют некую навязчивую идею недопустимости физического контакта христианина с мусульманином. Артемий Владимирович Стрелецкий продемонстрировал недюжинную эрудицию и обосновал тезис, что идея священной войны была не чужда и Византии. Рустам Мухаммадович Шукуров продемонстрировал механизмы воплощения священной войны на практике в империи Ромеев. Максим Владимирович Моисеев поведал как обосновывались завоевание Казани и Астрахани и почему идея их "измены" в этом дискурсе была важнее идеи крестового похода.
Максим Владимирович Моисеев