• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Важные объявления 1

Новости

"Град Божий: идея Церкви как политическая проблема": выступление Дьердя Гереби в "Дискуссионном Средневековье"

13 октября профессор Центрального Европейского университета (Будапешт) Дьёрдь Гереби выступил в "Дискуссионном Средневековье", прочитав лекцию на тему "Град Божий: идея Церкви как политическая проблема".


Хотя Д. Гереби занимается преимущественно политической теологией, он предложил не проводить слишком строгой границы между социальными и политическими институтами, но рассмотреть Град Божий шире — как проблему общественной жизни. Кроме того, докладчик обратился не только к западной традиции, но постарался также объяснить, почему восприятие Града в Восточно-Римской империи столь сильно отличалось от представлений о Граде Аврелия Августина.

Как известно, Августин описал Град Божий extra terrestrial, как реальность, которая существует главным образом на небе, и только «влачащаяся церковь» — часть этого Града — действует в этом мире. В восточно-христианской традиции, которая развивалась со становлением Восточно-Римской империи, Град Божий оказался включенным в тело христианской ойкумены. А железная стена Александра Великого, или эсхатологические врата, стоящие на границе между цивилизованным и варварским мирами, были призваны оградить христианскую империю от внешних врагов.

Затем Д. Гереби задался вопросом, может ли существовать восточная Церковь без императора, и предложил проанализировать послание константинопольского патриарха Антония IV к великому князю Василию I. Это увещевание было написано, чтобы разрешить конфликт, вызванный отказом Москвы от практики литургического поминовения имени византийского императора и пренебрежительным отношением Василия I к константинопольскому патриарху, и содержит множество обвинений против поведения князя Василия I. Одно из них особенно красноречиво: "И поскольку ты говоришь, что у нас есть церковь, императора же у нас нет и мы не считаем его таковым; то в этом нет ничего справедливого". То есть для Антония, обращающегося к Василию как к князю (царю народа), разницы между Империей и Церковью просто не существует, ведь они формируют единое целое.

На Западе, уже в V в. развивается иное представление о соотношении двух властей. В знаменитом письме Геласия I к императору Анастасию I (494) о превосходстве духовной власти над преходящей папа пишет: "Скорее следует тебе подчиняться церковному сословию, чем над ним начальствовать". Эта идея, как мы знаем, получит свое развитие в понтификат Григория VII, однако до XI века, как показал Д. Гереби, мы встречаем примеры удивительной гармонии в сочетании двух властей, которая выражалась, по его мнению, в особой любви к изображению символического Иерусалима.

Докладчик отметил, что положение Иерусалима среди других городов-символов совершенно особое. Если Рим, Константинополь и Москва становились центрами с наступлением новой эры, Иерусалим всегда оставался "городом мира", и его символическое толкование никогда не менялось. Так, нерукотворенный город можно увидеть на мозаиках в римских церквях Санта Пуденциана и Санта Мария Маджоре, на фресках из Сан Пьетро аль Монте (Чивате), в элементах канделябра из Хильдесхайма или на страницах Хлудовской Псалтири.

Наталья Тарасова