Реформация Англии: проблема конфессиональной идентичности «церкви Англии»
Репортаж о докладе Ивана Фадеева, прочитанном в рамках семинара «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени». Этот семинар совместно проводят Лаборатория медиевистических исследований, Центр франко-российских исследований и Центр украинистики и белорусистики МГУ
18 декабря 2019 года в Центре франко-российских исследований состоялся очередной семинар из цикла «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени», организоаванный Лабораторией медиевистических исследований, Центром украинистики и белорусистики МГУ и Центром франко-российских исследований.
В этот раз участники обсуждали доклад И.А. Фадеева (ИВИ РАН) «Церковь Англии и проблема «англиканской идентичности».
Иван Андреевич Фадеев говорил о том, что одну из главных сложностей в анализе последствий Реформации в Англии представляет выявление в реформированной Английской церкви специфической ортодоксии, составляющей ядро её религиозной идентичности. Одной из причин этой сложности является отсутствие источников эксплицитного вероучения, поскольку доктрина этой церкви рассредоточена по нескольким документам, называемым «историческими» и носящим либо политико-религиозный («39 статей» англиканского вероисповедания), либо литургический характер («Книга общей молитвы», «Ординал»).
Доклад отталкивался от исследовательского опыта, изложенного в книге И. А. Фадеева «Церковь Англии: проблема конфессиональной самоидентификации в исторической перспективе» (М., 2015). В докладе было подвергнуто критике утверждение, звучащее в научной литературе, согласно которому нормативные положения «англиканской» доктрины являются кальвинистскими. В докладе был рассмотрен труд английского богослова XVI в. Ричарда Хукера «О законах церковного устройства», сыгравший ключевую роль в формировании ортодоксии Церкви Англии. И.А. Фадеев приходит к выводу, что доктрина государственной церкви в Англии, используемая Короной в качестве теста на политическую лояльность, не являлась кальвинистской по своему содержанию, но, сохраняя преемственность с дореформационным латинским богословием и в гуманистическом духе, она стремилась к «срединному пути» (via media) между католическим и радикально-реформационным полюсами.
От этой сравнительно частной проблемы доклад перешёл к тезису о неадекватности понятия «протестантизм» при разговоре об «англиканстве». После XVII в. объеме понятия «церковь Англии» оставалось место и для католицизма и католиков. Соответственно, «национальные» идентификаторы и критерии оказывались важнее конфессиональных.
Этот последний мотив доклада И.А. Фадеева стал главной темой обсуждения. Верно ли, что христианские мотивы отступили перед «нацинальными» и «националистическими» в построении представлений о «Церкви Англии»? Как поиски «истинно верного» понимания христианства приводили к религиозной нетерпимости? Как опыт Реформации соединялся с религиозной нетерпимостью и рождающимся европейским национализмом?
Современную историографию этих тем предполагается рассмотреть в очередных семинарах и воркшопах из серии «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени».
Михаил Дмитриев