• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Субпроект Б: «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время (компаративный анализ)»

Руководитель: Михаил Владимирович Дмитриев

 

Цель субпроекта состоит том, чтобы внести вклад в сравнительное изучение опыта религиозного плюрализма, религиозной терпимости и нетерпимости и моделей конфессионально-культурного плюрализма в истории Руси и западноевропейских обществ в Средние века и в раннее Новое время. Предпринимается попытка выявить функции и значение конфессионально специфических традиций в формировании моделей религиозно-культурного плюрализма на Востоке и Западе Европы, подходя к этой проблеме, в частности, с учётом «структур большой длительности». Иными словами, нужно попытаться выявить некоторые фундаментально-структурные черты дискурсов снятия культурно-религиозных противоречийв православных и западнохристианских обществах Европы.
Особенность субпроекта заключается в том, что его участники сосредотачиваются именно на сравнительных аспектах данной проблематики.
В той области исследований, которой посвящен субпроект, сложилась противоречивая ситуация. Создано большое число работ, посвященных отдельным аспектам истории религиозной терпимости в христианских культурах Европы. Значительно меньше изучены причины, модальности развития и социальные функции нетерпимости в европейских христианских культурах. Однако обилие опубликованных книг и статей производит обманчивое впечатление. Среди опубликованных исследований по-прежнему очень редки такие, которые подошли бы к данной проблематике строго сравнительно; почти никогда историки православных обществ не берут во внимание специфику восточного христианства по сравнению с западным и vice versa; практически нет междисциплинарных исследований по проблемам взаимодействия конфессионального, этнического и социального в Европе Средневековья и раннего Нового времени; нет убедительных попыток взглянуть  на роль конфессионально специфических традиций как «структур большой длительности».
 
В отношении методологии субпроект ориентирован на традиции веберовской и поствеберовской методологии изучения связи между религией и общественным развитием. Междисциплинарный характер субпроекта предполагает применение методов и использование данных социальной истории, культурной антропологии, социологии, истории ментальностей и лингвистики.
 
Особое внимание уделяется вопросу о том, как конфессиональная специфика двух христианских традиций (православия и западного христианства) сказывалась на формировании дискурсов нетерпимости.
Исходная гипотеза, которая подлежит проверке, состоит в том, что конфессионально-культурные особенности византийско-славянского православия и западного христианства очень существенно влияли на то, как в общественном сознании (идеологиях и ментальностях) осмысливались отношения между религиями и конфессиями и как в связи с этим разворачивались конфессиональные конфликты и складывались установки на религиозную нетерпимость и терпимость. Другая сторона той же гипотезы состоит в том, что именно византийско-православное цивилизационное наследие способствовало складыванию в истории православных обществ Восточной Европы и Евразии особой модели снятия культурных противоречий,которая обеспечивала относительно бесконфликтное сосуществование христианских и нехристианских религиозно-культурных традиций (православное христианство, язычество, ислам, иудаизм, буддизм…) и, по всей вероятности, способствовала сглаживанию противоречий между разными культурами в Российской империи XVIII-XIX вв.
Вторая гипотеза, предлагаемая востоковедами-партнерами Лаборатории медиевистических исследований, состоит в том, что динамика развития моделей терпимости/нетерпимости, религиозно-культурного плюрализма и accommodating cultural differences объясняется не столько конфессиональными особенностями восточного и западного христианства или ислама, сколько плотностью социальных связей. Поэтому, возможно, на Востоке, где сеть социальных связей была очень плотной, были выработаны свои механизмы снятия религиозно-культурных противоречий, отличающиеся от западных – и они находили выражение и в религиозных доктринах различных конфессий, и в праве (например, мусульманском), и в повседневной практике. Среди прочего, своеобразной "лакмусовой бумажкой" может служить историческая динамика талмудического права и раввинистической этики, в рамках которых отношения к «иноверцам», проблемам диаспоры, гетто и пр. менялось в зависимости от жесткости социального контекста. Представляется, что эта гипотеза в какой-то степени может объяснить и то, почему в новое и новейшее время уровень терпимости и тенденция к смягчению религиозных противоречий на Западе стали расти, а мусульманский Восток становился всё более и более «фанатичным». Возможно, что Европа и Северная Америка, ставшие центром экономической, политической и культурной жизни мир-системы, становились одновременно и пространством наиболее тесного взаимодействия разных по культуре сообществ и, соответственно, выработали новые (внерелигиозные) механизмы снятия противоречий между ними. В механизмах построения моделей религиозного плюрализма в этом случае играют свою роль и конфессиональные особенности, но учитывать их нужно, видимо, под особым углом зрения, а именно с точки зрения того, как конфессиональные особенности и традиции той или иной религии влияют на общий объективный процесс выработки механизмов адаптации культурных противоречий.

В 2012-2015 годах работа сосредотачивается, главным образом, на взаимодействии христианских культур Запада и Востока Европы с исламскими культурами. В исследовательскую «анкету» входят, в частности, следующие вопросы: 

·               методология, методики, «ловушки» сравнительного анализа отношения к исламу в православных, католических и протестантских обществах Европы в XI - XIX вв.;

·               позиция католической церкви и католического духовенства Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы в отношении мусульман и ислама в Средние века: состояние наших знаний, константы, варианты, эволюция, конфессиональное и внеконфессиональное…;

·               позиция православной церкви и православного духовенства Восточной и Юго-Восточной Европы в отношении мусульман и ислама в Средние века: состояние наших знаний, константы, варианты, эволюция, конфессиональное и внеконфессиональное…;

·               католицизм, протестантизм и ислам в раннее Новое время: состояние исследований, структуры и перемены, влияние на последующую эпоху;

·               взаимодействие православия с исламом в России и украинско-белорусских землях в раннее Новое время: в чем отличия от «латинского» Запада?

·               как объяснить отсутствие политики систематического миссионерства в отношении мусульман в Московской Руси?

·               тема ислама в католической, протестантской и православной мысли Средних веков и раннего Нового времени;

·               социальные и политические функции конфессионально-специфического взгляда на ислам в восточнохристианских культурах Европы и кавказского региона в Cредние века и Новое время;

·               «секулярные общества католической и протестантской культуры» перед лицом ислама: каково влияние до-модерных взглядов на «мусульманского иного»?

·               православное миссионерство среди мусульман и церковно-государственная политика в отношении ислама в Московской Руси в сравнительной перспективе;

·               православие и ислам в Московской Руси: религиозная терпимость или особая модель accommodating cultural differences?

·               модели accommodating cultural differences, историческая память и религиозно-культурные конфликты на пограничье с исламом в современной России и на постсоветском пространстве.

 

 

Мероприятия в рамках субпроекта Б:

Серия семинаров и научных сессий, посвященных проблематике моделей религиозно-культурного плюрализма в Киевской и Московской Руси, Польше, Великом княжестве Литовском и на западе Европы.

Сентябрь-декабрь 2015 года.

9 декабря 2015 года. Коллоквиум «Религиозная нетерпимость и антииудейские дискурсы в христианской культуре Запада и Востока Европы в Средние века».

26 ноября 2015 года. Воркшоп «Христиане и евреи, протестанты и католики, православные и «инославные», «правоверие» и «ересь» в опыте Тридцатилетней и «Двадцатилетней» войн».

22 октября 2015 года. Семинар «Долгое средневековье в отношениях христиан и евреев на европейском Востоке? Загадка русских субботников» (доклад Т.И. Хижей).

30 сентября 2015 года. «Антииудейские дискурсы в христианской культуре Запада и Востока Европы в Средние века».

16 сентября 2015 года. Воркшоп «Христианская Каббала в средневековой культуре Запада и Востока Европы».

10 сентября 2015 года. «Талмуд и христианство на востоке и западе Европы в Средние века: точки пересечения и точки взаимодействия» (Доклад А.Б. Ковельмана «Продлить мгновенье: “Исповедь” Августина и талмудический трактат “Брахот”»).


Январь-июнь 2015 года.

4 июня 2015 года. Воркшоп «Новгородско-московская «ересь иудаизантов» в конце XV века: состояние исследований, решенные и нерешенные вопросы».

16 апреля 2015 года. Семинар «Мусульмане и мориски Испании, татары и мусульмане Московии в XVI- начале XVII вв.: почему были их судьбы были столь различными?»

13 марта 2015 года. Научный семинар. Обсуждение доклада И.И. Варьяш «Король versus епископ: мусульманский вопрос в Арагонской Короне в XIV в.».

Сентябрь-декабрь 2014 года.

27 ноября 2014 года. Научный семинар. Обсуждение доклада Ж.-М. Ле Галля «Религия и…. борода. «Мужское» в христианской культуре Европы. Позднее Средневековье и раннее Новое время»

13-14 ноября 2014 года. Конференция «Культ святых в средневековой христианской культуре Запада и Востока Европы: религиозное, политическое, социальное».

30 октября 2014 года. Одиннадцатый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» Тема семинара: "Антиисламские дискурсы христианской культуры Пиренейского полуострова в средние века".


Февраль-июнь 2014 года:

22 мая 2014 года. Коллоквиум «Запад и Восток Европы и мусульманский мир в Средние века: религиозные и внерелигиозные аспекты конфронтации и диалога».


25 февраля 2014 года. Десятый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» Тема семинара: «Europa latina в Средние века перед лицом исламского Востока: нарративы, дискурсы, термины».

Сентябрь-декабрь 2013 года:

11 октября 2013 года. Девятый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» Тема семинара: «Чтение Библии, нетерпимость, антиисламизм и антисемитизм в Европе в Средние века и в раннее Новое время: «латинский запад», Византия, Русь». Доклад М. Ридля «Ереси и восстания: роль и наследие религиозного разномыслия в Средние века».

10 октября 2013 года. Круглый стол «Религия и социальный протест на христианском Востоке и Западе». Доклад М. Ридля «Реформация и революция: перестройка западного христианства в раннее Новое время».


Апрель-июнь 2013 года:

25-26 июня 2013 года. Двухдневная выездная научная сессия «Миссия, обращение, вероотступничество в христианском опыте Запада и Востока Европы в Средние века и Новое время» в г. Гусь Хрустальный, организованная при содействии Владимирского государственного университета.

31 мая 2013 года. Круглый стол «Создание Московского Патриархата и теория “Москва-Третий Рим”: новые результаты исследований».

30 мая 2013 года. Восьмой семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?». Доклад научного сотрудника парижской Высшей школы социальных наук (L'École des hautes études en sciences sociales) Дана Муресана.

16 мая 2013 года. Седьмой семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» Тема семинара: «Взгляд на ислам и мусульман в культуре Московской Руси: нарративы, дискурсы, термины».

23 апреля 2013 года. Коллоквиум «Ислам и мусульмане в России XV - XVII вв.: состояние исследований». (шестой семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?») 

11 апреля 2013 года. Пятый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» (коллоквиум). 


Сентябрь-декабрь 2012 года:


11 декабря 2012 года. Четвертый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X — XVII вв.: структурные различия стратегий  accommodating cultural difference?» (доклады А.В. Шишечкиной и М.В. Моисеева).

17-18 октября 2012. Конференция «Ислам и христианские культуры запада и востока Европы в Средние века и Новое время».

11 октября 2012 года. Третий семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X — XVII вв.: структурные различия стратегий  accommodating cultural difference?» (Доклад А.А. Сафонова)


 
Апрель – июнь 2012 года:


25-26 июля 2012 года. Выездной семинар «Христианство и "иноверцы" в истории Европы, России и Евразии: структуры взаимоотношений, причины конфликтов, опыт взаимной толерантности X - XXI вв.» (Гусь-Хрустальный)

21 июня 2012 года. Второй семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама: Византия, Русь, «латинский Запад» в XIII-XVI вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

7 июня 2012 года. Коллоквиум «Междисциплинарные подходы в изучении европейских религиозно-культурных традиций».

17 мая 2012 года. Академическая дискуссия «Сходными ли были истоки "национального" на Востоке и на Западе Европы?»

11 мая 2012 года. Семинар «Исламская диаспора в Московской Руси, XV-XVII вв»

4 мая 2012 года. Первый семинар из цикла «Христиане перед лицом Ислама: Византия, Русь, «латинский Запад» в XIII-XVI вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

12 апреля 2012 года. Коллоквиум "Христианство и ислам в истории Средиземноморья и европейского Востока. Средние века – Новое время"

 

 

В рамках проекта запланирован выход книги М. В. Дмитриева «Модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее Новое время. Ислам и христианство». Проспект запланированной книги можно найти здесь

 

Если Вы желаете внести вклад в реализацию данного проекта, напишите о своих предложениях Михаилу Владимировичу Дмитриеву по адресу: dmitrievm@ceu.hu

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.