• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Реформация и революция: трансформация западного христианства в раннее Новое время". Доклад Матиаса Ридля в научном семинаре Лаборатории медиевистических исследований

10 октября 2013 года Лаборатория медиевистических исследований совместно с Центром украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова провела ещё один семинар в рамках субпроекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)», на котором профессор Центрально-Европейского университета (Будапешт) Матиас Ридль выступил с докладом "Реформация и революция: трансформация западного христианства в раннее Новое время" (Reformation and Revolution: The Early Modern Restructuring of Western Christianity).

10 октября 2013 года Лаборатория медиевистических исследований совместно с Центром украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова провела круглый стол "Религия и социальный протест на христианском Востоке и Западе" в рамках субпроекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)». Он был построен вокруг доклада постоянного партнера Лаборатории медиевистических исследований, профессора Центрально-Европейского университета (Будапешт) Матиаса Ридля на тему "Реформация и революция: трансформация западного христианства в раннее Новое время" (Reformation and Revolution: The Early Modern Restructuring of Western Christianity).

В докладе был дан очерк деятельности Томаса Мюнцера и анализировалась богословско-экзегетическая «подкладка» его учения об оправданности и даже необходимости прямого и безжалостного социального насилия в случае сопротивления несогласных тому учению, которое Мюнцер как проповедник и пророк выводил из Библии. М. Ридль подчеркнул, что идейная легитимация Мюнцером революционного социального насилия  основана именно на экзегезе, а не внеконфессиональных аргументах. Кроме того, он высказал соображение, которое весьма непривычно звучит в контексте и российской, и мировой научной традиции: Мюнцер был носителем рафинированной гуманистической учёности и в ней тоже, как и в экзегезе, черпал аргументы для обоснования призывов к восстанию, социальной революции и революционному насилию. Доклад вызвал заинтересованную и живую дискуссию, тем более что в нашей среде история Крестьянской войны 1525 года и самое личность Мюнцера остается одной из сильно акцентированных страниц европейского прошлого. Разумеется, был поставлен вопрос о том, насколько сходна логика христианского взгляда на социальное насилие в православных культурах Востока Европы и на её «латинском» Западе.