• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очередное заседание регулярного семинара «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

11 декабря 2012 года Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

11 декабря 2012 года Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

Семинар проводился в рамках более широкой научной программы ЛМИ ЦФИ ВШЭ «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)». Задача её в том, чтобы внести  вклад в специфически сравнительное изучение опыта религиозного плюрализма, религиозной терпимости и нетерпимости и моделей accommodatingculturaldifferences в православных и западнохристианских культурах Руси, Балкан, Центральной и Западной Европы в Средние века и в 16-17 вв. Речь идёт также о попытке взглянуть на роль конфессионально специфических традиций в формировании моделей религиозно-культурного плюрализма с точки зрения «структур большой длительности», то есть выявить некоторые воспроизводящиеся на протяжении многих веков черты дискурсов accommodatingculturaldifferences  в православных и западнохристианских культурах. Каждый семинар задумывается и проводится как очередной шаг вперёд в заданном направлении.

В этот раз два таких шага были сделаны благодаря обстоятельным докладам А.В. Шишечкиной (ИВИ РАН), «Ислам и мусульмане в "Путешествии сэра Джона Мандевиля“», и М.В. Моисеева (ГБУК «Музей Москвы»). «Казанская война – крестовый ли поход?»Такой «сценарий» соответствует замыслу встреч: соотносить релевантный опыт западного и восточного христианства в их отношении к исламу и мусульманам.

Первая докладчица показала на примере очень популярного в позднее средневековье сочинения (автор которого, может быть, на самом деле так и не побывал на мусульманском Востоке), каков характерный для мэйнстрима западнохристианской культуры набор представлений о мусульманах как заблуждающихся в вере врагах христианства, экзотических «иных», само существование которых в качестве иноверцев есть вызов для западного мира и потому обращение «сарацинов» в христианство является религиозным долгом церкви и государства.

Второй доклад показал, что в русских летописных и публицистических текстах эпохи Казанских походов начала 1550-х годов (в отличие, например, от сочинений А.М. Курбского, писавшего постфактум) мусульманство как таковое почти не интересует авторов (даже такого, как митрополит Макарий), которые легитимизируют войну против «агарян» политико-прагматическими доводами («измена», расширение «православного царства», династические права, право поставлять правителей в Казани). М.В. Моисеев говорит об особом «прагматическом» духе идеологий и политики русского XVI века, который по его мнению, отступил в XVII веке.

Дискуссия, как обычно, была и долгой, и очень живой, и конструктивной. И – тоже как обычно – два главных тезиса была «на кону»: а) никаких существенных различий между западнохристианским подходом к исламу и тем, что мы наблюдаем в Московской Руси, - нет, и все внешние несходства предопределены во-первых, характером и немногочисленностью источников; во-вторых, преобладанием прагматики над идеологией. Второй тезис состоит в том, что б) самый характер даже сохранившихся источников таков, что выразившиеся в них дискурсы поддаются вполне адекватной и достоверной реконструкции; эти дискурсы в своих основополагающих элементах (например, взгляд на тему крещения мусульман) отличаются от дискурсов западного христианства, выступающих в сопоставимых обстоятельствах (Реконкиста в Испании и на Балканах, Крестовые походы, борьба Польши с Крымом и Турцией).

Семинар собрал около дюжины участников, энергия, вложенная доклады и дискуссии была, однако, недюжинной, работа будет продолжена.