• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Христиане и евреи, протестанты и католики, православные и «инославные», «правоверие» и «ересь» в опыте Тридцатилетней и «Двадцилетней» войн" : воркшоп в рамках исследовательского проекта, посвященного моделям религиозно-культурного плюрализма в византийско-православных и «латинских» обществах Европы

Такой теме был посвящен проведенный в ЛМИ 26 ноября 2015 г. воркшоп в рамках исследовательского проекта, посвященного моделям религиозно-культурного плюрализма в византийско-православных и «латинских» обществах Европы. Общая цель этого научного проекта -- продвинуться вперед в анализе типологически релевантных черт в опыте построения отношений между разными конфессиональными группами в истории о западнохристианского мира по сравнению с восточнохристианским и vice versa. В это раз в центре внимания был опыт религиозной нетерпимости в годы Тридцатилетней войны в Центральной Европе и «Двадцатилетней войны» в Речи Посплолитой. Непривычное для нашего уха понятие «Двадцатилетняя война» подразумевает период острых конфликтов между православными, католиками, протестантами, антритринитариями, иудеями, мусульманами в Речи Посполитой в 1648-1668 гг.

Круг вопросов, составлявших agenda воркшопа был таков:
- в чем именно состоят успехи изучения истории религиозных и религиозно-политических конфликтов в обществах Запада и Востока Европы в эпоху Тридцатилетней войны?
- какое место религиозно мотивированное насилие занимало в опыте Тридцатилетней войны?
- какое место религиозно мотивированное насилие занимало в опыте «Двадцатилетней» войны?
- какое место антисемитизм и антииудаизм занимали в опыте Тридцатилетней и «Двадцатилетней» войны?
- богословие и «религия вообще», религия и политика, религия и социальные противоречия в опыте двух войн: что отличает православный Восток Европы от «латинского» Запада?
Разумеется, этот набор вопросов не предполагает, что на них будут даны полновесные ответы. Однако воркшопы такого рода призваны, во-первых, «поставить диагноз» состоянию исследований в данной области знаний; во-вторых, помочь увидеть, насколько специфически компаративистский подход может обеспечить производство новый релевантных знаний по истории раннего Нового времени; в-третьих, внести вклад в изучение ряда конкретных сюжетов.
Воркшоп открылся докладом O. Русаковского (ГИИМ): Конфессионально мотивированные практики насилия в армиях Тридцатилетней войны.
Центральная Европа была в центре доклада и М.П. Беляева (Росс. ун-т кооперации): Религиозные конфликты в Бранденбурге в 1618-1648 гг.
Опыт «Двадцатилетней» войны был освещен в трёх докладах:
А.М. Шпирт (ЦУБ МГУ): Погром в Могилеве в 1654 г. и религиозное насилие в годы русско-польской войны 1654-1667 гг.;
Д.Ю. Степанов (ЦУБ МГУ): Религиозные и «национальные» лозунги восстания Б. Хмельницкого;
М.В. Дмитриева (ЦУБ МГУ/ЛМИ ВШЭ). Православные, греко-католики ( unici ), католики накануне и на начальной стадии «Двадцатилетней» войны: факторы эскалации религиозного насилия.
 
Дискуссия касалась, главным образом, частных и специальных вопросов, поставленных в докладах. Работа над проблематикой проекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)» продолжается. Информация -- на сайте ЛМИ.