• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось очередное заседание семинара «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X - XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural difference?»

11 апреля 2013 года Лаборатория медиевистических исследований факультета истории НИУ ВШЭ провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X- XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?»

11 апреля 2013 года Лаборатория медиевистических исследований факультета истории НИУ ВШЭ провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X-XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?» Его программа была весьма обширной, так что получился скорее симпозиум (начавший по-европейски, то есть строго в назначенные 14.00, и ещё не вполне «догоревший» даже к 19.00), а не семинар.
А.В. Журавский(РГГУ) в масштабном докладе («Магомет-кардинал». К истории одного образа Муххамада в средневековой Европе) показал многие повороты в истории образа Муххамада в западных средневековых полемических текстах и пришёл к заключению, что знаний о создателе исламской традиции было больше, чем обычно утверждается, «имидж» пророка был многоцветным, и в нём присутствовали не только черные краски.
Приехавшая специально из Петербурга О.В. Чумичева сделала очень важный источниковедчески ориентированный доклад (О некоторых принципах формирования противоисламских полемических сочинений в византийской традиции («Откровение о проскуре соблазнившемуся брату» и «Историческое сказание, как некий сарацин уверовал» Григория Декаполита) о судьбе двух византийских текстов в славянской и западной традициях. Казалось бы, что речь шла о, так сказать, технических вопросах; на самом же деле история рецепции и переработки этих сочинений в очередной раз заставила признать остроту вопроса «Восток-Запад» применительно к нашей проблематике.
Приехавший специально из Иванова Д. И. Полывянный (Ивановский ГУ) показал в своём докладе (Османское завоевание Болгарии в середине XIV - начале XV вв. как столкновение политий),насколько далеки от подлинного исторического знания стереотипы, утверждающие, что борьба православных обществ и государей Балкан, вдохновлялась религиозными мотивами и антиисламской идеологией. Балканские параллели составляют важную сторону проводимого коллективного исследования.
А.В. Беляков (Рязань), приехавший так же специально и так же издалека, своим основательным докладом (Попытки массового крещения мусульман в России во второй половине XVII века. Опыт периодизации) продолжил начатые прежде в нашем семинаре дискуссии о том, проводило ли православное духовенство целенаправленную политику крещения мусульман. Им были представлены новые архивные данные на этот счет. М.В. Дмитриев (Москва), со своей стороны, в докладе «Вело ли православное духовенство миссионерскую деятельность среди мусульман Московской Руси в XVI-XVII вв.?»настаивал,что пока нет оснований говорить о факте систематической миссионерской деятельности Русской православной церкви среди мусульман в XVI - XVII вв.
Легко догадаться, что каждый доклад вызывал очень живую и дружественно-заинтересованную дискуссию, на которую программой отводилось много времени и – тем не менее! – этого времени не хватало на полное изложение всех предлагаемых аргументов и следования за всеми извивами активной полемики по спорным вопросам.
В конце нашей встречи и во время перерыва на кофе собравшиеся обсуждали план работы над коллективной монографией «Модели конфессионально-культурного плюрализма  на востоке и западе Европы в Средние века и раннее Новое время. Христианство и ислам».
Как всегда наш симпозиум очень выиграл от мастерской заботы о нем Марии Алексадровны Александровой, за что ей – наше дружное спасибо.