• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Церковь воюющая. Английский пример

26 октября 2023 года состоялось третье заседание семинара «Studia Bellorum». С докладом «Церковь воюющая. Английский пример» выступила Елена Викторовна Калмыкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средних веков МГУ.

Церковь воюющая. Английский пример

Взятие Антиохии. «История деяний в заморских землях». Гийом Тирский. Manuscript  BL Yates Thompson 12, fol. 29v. 1232-1262 гг.

26 октября 2023 года состоялось третье заседание семинара «Studia Bellorum». С докладом «Церковь воюющая. Английский пример» выступила Елена Викторовна Калмыкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средних веков МГУ. Видеозапись семинара доступна на YouTube-канале Лаборатории.

В своем докладе Е. В. Калмыкова рассматривает глобальную проблему примирения христианской нравственной концепции, основанной на безусловном отрицании насилия с требованием лояльности со стороны государства. Пацифистской основе раннего христианства и текстам апологетов и представителей александрийской школы (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген) позднейшая традиция в лице авторитетных отцов Церкви IV века Амвросия Медиоланского и Афанасия Великого противопоставила концепцию “справедливой войны”, получившую наибольшее развитие в трудах Блаженного Августина.

 

Уже в начале V века по повелению императора Феодосия Великого военная служба была разрешена лишь для христиан, что повлекло за собой дальнейшее развитие в трудах учителей Церкви (напр. Фомы Аквинского) принципа “справедливой войны” и логически продолжающей его идеи “bellum sacrum”. Однако и официальная риторика церковных авторитетов и иерархов, и соборные установления (в частности, Халкидонский 451 г.), и правоведы однозначно осуждали, если не саму войну, то участие в военных действиях священнослужителей любого ранга. В последующем подобная практика осуждения и запрета лишь ужесточалась. Однако в связи с растущей вовлеченностью представителей духовного сословия и прежде всего высших иерархов в государственную систему управления как в центре, так и на местах, церкви пришлось столкнуться с весьма серьезными вызовами, а именно, с необходимостью совмещения управленческих функций, относящихся к поддержанию порядка и защите территорий и паствы от внешних угроз, с христианской концепцией отрицания насилия. Таким образом, вплоть до позднего средневековья роль епископов в локальных и региональных конфликтах неуклонно. Печальный синодик священнослужителей убиенных за веру только в период с 886 по 908 годы, по подсчетам исследователей пополнился более чем десятью епископами. Непрекращающиеся усилия папской курии и королевской власти, направленные на ограничение практики участия иерархов церкви в военных действиях, привели к изданию ряда громких постановлений, призывавших обратиться от бряцания оружием к наставлениям мирян в делах веры и их духовной поддержке сражающегося христианского воинства.

 

Устоявшаяся же традиция участия католических священнослужителей различного ранга в военных действиях, в том числе и с оружием в руках, тем не менее не прерывалась и существовала параллельно непосредственной их деятельности. Наиболее яркой фигурой, отметившейся на этом суровом поприще, является единоутробный брат Вильгельма Завоевателя, Одо, епископ Байё (1036–1097 гг.), более известный своими государственными и военными талантами, нежели смиренным служением Господу. Его изображение на знаменитом ковре из Байё является хрестоматийной визуализацией “воюющего клирика”, облаченного в доспехи и сидящего верхом на боевом коне с угрожающе воздетой вверх палицей (baculus), с одной стороны олицетворявшей собой символ власти - епископский посох, а с другой представлявшей из себя характерный образчик бескровного оружия.

 

Из современников Одо можно отметить и другую известную личность - Жоффруа де Монбрея, епископа Кутанса, возглавившего карательный поход против западных англосаксов в 1069 году. Докладчик особо подчеркнул, что хронисты, фиксировавшие события, такие как, например, Ордерик Виталий, всячески смягчают и затушевывают подробности непосредственного участия обоих епископов в карательных походах герцога Вильгельма на север и запад страны. что безусловно свидетельствует о неоднозначном отношении современников к подобным действиям. Во время шотландских вторжений в северные графства Англии в первой половине XII века именно духовное лицо - епископ Йоркский Дунстан становится фактическим организатором и лидером сопротивления яростным вторжениям жестоких соседей. Кроме того, в источниках есть и свидетельства об непосредственном участии священнослужителей в битвах с шотландцами.

 

Однако, несмотря на строгие запреты, участие духовных лиц в боевых действиях зачастую было обусловлено сложной ситуацией жизни в пограничном пространстве, где враждебные вторжения, как и необходимость их отражать, становились повседневной нормой. Речь идет о шотландском пограничье, где участие монахов в местном ополчении порой приобретало перманентный и массовый характер (битвы при Митоне, 1319 г. и Невиллс-Кроссе, 1346 г.) Красноречивым подтверждением беспрецедентного участия священнослужителей различного ранга в боевых действиях Столетней войны служат послания папы Иннокентия VI, направленные в 1356 году противоборствующим сторонам - королям Англии и Франции, где он сурово осуждал нарушителей принципиальных христианских заповедей.

 

Немаловажным отличием, как отмечает докладчик, английского случая от континентального, является формирование в 1369 году усилиями Эдуарда III и в связи с участившимися атаками франко-кастильского флота на английское побережье, своего рода сил быстрого реагирования - местных ополчений, которые формировались на основе диоцезов, и куда входили и лица духовного звания от монахов до аббатов, для “защиты церкви и королевства”. Согласно предписанию короля все клирики должны были быть вооружены к определенному сроку и готовы к отражению вражеских вторжений. Вся система была строго упорядочена и предполагала определенную предварительную подготовку ополчений и обязательные военные смотры. Клирики экипировались и вооружались сообразно своим доходам - от тяжеловооруженных всадников до простых лучников, кроме того, была предусмотрена возможность выставить замену или наемными людьми либо предоставить денежные субсидии. Практики сбора ополчения духовенства продолжались и при наследниках Эдуарда III, нам известны соответствующие предписания Ричарда II, Генриха IV и Генриха V.

Завершение практики сбора ополчений после 1418 года может быть связано по всей видимости с решительным переломом в войне, достигнутым вследствие военных успехов Генриха V в Нормандии и установлением английского контроля над континентальной береговой линии от Фландрии до Бретани, что позволило значительно снизить опасность вторжений с моря.

Полный текст репортажа доступен здесь: Репортаж третьего заседания (Е.В. Калмыкова) (DOCX, 20 Кб)