• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Красноречие лица между Востоком и Западом". Новая книга сотрудников лаборатории в серии Micrologus library

Флорентийское издательство Galluzzo выпустило в свет коллективный труд сотрудников лаборатории и западных коллег, посвященный лицу в искусстве, культуре и политике на Востоке и Западе от Средних веков до раннего Нового времени. В книгу вошли материалы конференции, проведенной в Санкт-Петербурге в июле 2019 года. В связи с выходом книги ее редактор Олег Воскобойников выступил в парижской Высшей практической школе с одноименным докладом.

"Красноречие лица между Востоком и Западом". Новая книга сотрудников лаборатории в серии Micrologus library

По приглашению профессора Николя Вейль-Паро сотрудник лаборатории профессор Олег Воскобойников выступил с докладом, приуроченным к выходу в свет нашей очередной коллективной книги, вышедшей в серии Micrologus library. Это третья в ней книга на счету лаборатории. Первая была посвящена идеям гармонии в Средние века и тоже была подготовлена к печати Олегом Воскобойниковым. Вторая - его же критическое издание латинских трактатов Михаила Скота. Чтобы представить новую книгу, ее редактор выступил на французском языке с докладом "Красноречие лица в позднее Средневековье", Eloquence du visage à la fin du Moyen Âge.

Докладчик начал с общих соображений о том, как сегодня можно изучать лицо в рамках истории культуры, пользуясь методами нескольких гуманитарных дисциплин, включая историю, филологию, историю науки и искусствознание. Затем он перешел к более частному вопросу об истории новоевропейского портрета, рождение которого совпало с осенью Средневековья и расцветом Возрождения. Этот портрет, унаследованный культурой классического Запада и Россией, претендовал и претендует на изображение индивидуального лица конкретного портретируемого - живого или ушедшего из жизни. Автор попытался сместить акцент со слова "портрет" на слово "лицо" и в этой большой и классической по сути дела теме. Для этого он воспользовался промежуточным понятием "маски", потому что каким бы индивидуализированным не был портрет позднего Средневековья и раннего Нового времени, он в определенной степени тоже "маска", потому что по определению предъявляет индивида в некоей заранее заданной и выраженной средствами искусства роли.

Слова "роль" и "маска" связаны с историей театра, но христианская цивилизация приспособила их и для учения о самом важном догмате своей религии - Троицы. Как известно, лики Троицы называли и называют также ипостасями и - на Западе - personae. Именно поэтому вторая часть доклада была посвящена изображению троического догмата в искусстве Востока и Запада. О.С. Воскобойников сопоставил такие первостепенной важности памятники первой половины и середины XV века, как "Гентский алтарь" братьев Ван Эйков, "Коронование Девы Марии" Энгеррана Картона и "Троицу" Андрея Рублева. Это сопоставление позволило ему выявить как общие черты в изображении лиц, так и различия. В частности, докладчик использовал находки коллег из Третьяковской галереи, в первую очередь, Софьи Свердловой, которые свидетельствуют о том, как долго и старательно Рублев искал художественное решение ликов Троицы. Свою трактовку знаменитой иконы докладчик обосновал детальным описанием и анализом памятника.

Доклад Олега Воскобойникова собрал в реальной и виртуальной аудиториях Высшей практической школы около пятидесяти участниц и участников из России, Франции, Англии, США, Германии, Италии и Швейцарии. В дискуссии приняли участие студенты, аспиранты, исследователи и преподаватели, в том числе сотрудники лаборатории Михаил Дмитриев и Светлана Яцык.