Национальная алхимия и национальное искусство: центры златоделия в Европе XV-XVII вв.
Сергей Зотов выступил в Символическом Средневековье. Публикуем репортаж магистрантки Анастасии Ермолаевой
29 октября 2019 года в рамках семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Национальная алхимия и национальное искусство: центры златоделия в Европе XV-XVII вв.» выступил один из авторов «Страдающего Средневековья» Сергей Зотов. Докладчик подробно остановился на истории развития алхимии в пяти странах: в Германии, Италии, Франции, Англии и Нидерландах.
Интерес к алхимии возник еще в период Античности, где он был связан в первую очередь с попытками подделать драгоценные металлы и камни с помощью окрашивания их недрагоценных аналогов. Многие античные алхимики (например, Зосима) полагали, что с помощью алхимии можно бороться с демонами. Греческих авторов переводили арабские мыслители, что позволяло сохранить и преумножить число алхимических трактатов и распространить их по всему образованному миру. В 1144 году Робертом Честерским впервые был осуществлен перевод трактата по алхимии на латынь с арабского языка. Начиная с XIV века, количество алхимических трактатов и иллюминированных рукописей, в том числе на народных языках, существенно возросло. С XV по XVIII века в Европе возникло множество алхимических центров. Алхимия стала увлечением как аристократов, так и простых людей.
Территория современной Германии стала важнейшим местом распространения алхимии. В 1410 году францисканский монах Ульман написал «Книгу Святой Троицы», которую он торжественно вручил Сигизмунду I на Соборе в Констанце в 1415 году. На одной из миниатюр, содержащихся в книге, Ульман изобразил распятого Христа с двуглавым орлом. Изображение имело алхимический смысл: все раны на теле Христа были соотнесены с разными металлами (золотом, оловом, свинцом и серебром). В 1419 году другая рукопись «Книги Святой Троицы» была подарена Фридриху Брандербургскому. Всего книга копировалась больше двадцати раз и распространялась среди аристократов. Известно, что алхимия процветала при дворе Рудольфа II в Праге; в замке Виттенберга также был большой алхимический центр.
С XVII века помимо рукописей появляются другие предметы, связанные с алхимией, — золотые монеты и медали, знаменовавшие удачные опыты трансмутации при дворе. Зачастую эти опыты проводились шарлатанами, которые прибегали ко всевозможным уловкам, чтобы обеспечить успешность эксперимента. Например, кусочек золота помещался внутрь неблагородного металла и обнаруживался в ходе «трансмутации». Из этого золота и изготавливались памятные медали (например, медаль из Гота с надписью «Сумма мудрости, вся слава смертных и чудеса природы»). Мошенники часто обещали создать философский камень, требовали огромный гонорар за это и могли годами жить при дворе.
Помимо медалей трансмутацию иногда увековечивали и другими памятными предметами. Так, в 1605 году горняки спустились в шахту, где они прятали свои инструменты. Из-за того, что инструменты попали в воду, в которой содержался медный купорос, они приобрели медный оттенок. Вода с медным купоросом стала использоваться для трансмутаций.
Одну из них увековечили чашей с надписью: «Железо стало медью, хвала Богу».
В конце XVII века многие алхимические предметы начиняют терять свое значение и приобретают декоративный характер. Например, до нас дошел инкрустированный шкафчик для хранения медикаментов с изображением пиктограммы. Этот предмет был призван создавать нужную атмосферу в приемной лекаря. Скорее всего, пиктограмма на нем носила лишь декоративный характер.
В Италии во второй половине XVI века Медичи активно спонсировали алхимиков и сами занимались ей. Известно, что Франческо I увлекался алхимическими экспериментами. Для этих целей был создана специальная комната — Студиоло, где он проводил множество часов. Кабинет был украшен фресками, посвященными оккультным сюжетам.
Рим также стал одним из крупнейших алхимических центров. В нем даже сохранились «Алхимические врата», которые были призваны увековечить удачную трансмутацию.
Во Франции в XIV веке начинают появляться иллюминированные алхимические манускрипты. Например, «Завещание благородного философа» (вторая половина XIV века) было написано от имени Аристотеля и содержало две иллюстрации. На первой из них изображено обращение адепта к философу, а на второй — алхимик, говорящий с женщиной (аллегория природы), посередине изображения было помещено яйцо, олицетворявшее процесс приготовления философского камня.
Другой распространенной в алхимических трактатах иллюстрацией было изображение голого короля, варящегося в котле, выступавшего аллегорией очистки неблагородных металлов.
В начале XVI века во Франции стали появляться профессиональные миниатюристы, иллюстрировавшие алхимические трактаты. Среди них можно отметить Жана Перреаля, который преподнес Франциску I алхимический трактат с роскошными миниатюрами. Книга Псевдо-Николая Фламеля также была богато украшена и содержала двенадцать аллегорических иллюстраций, в которых причудливо переплелось христианское и алхимическое.
В Англии расцвет алхимии пришелся на XV век. Одним из наиболее значительных авторов многочисленных алхимических трактатов стал Джордж Рипли. «Свиток Рипли» — наиболее известный из них. В нем содержался рассказ о создании философского камня. Копии страниц трактата часто использовались в качестве рекламы в аптекарских лавках. В конце XVI века в Англии начинают появляться литературные произведения, высмеивавшие алхимию. Например в 1589 году Роберт Грин заканчивает свою «История Роджера Бэкона», написанную в сатирическом ключе, которая рассказывает о бывшем монахе, которых стал алхимиком.
В Нидерландах алхимия была особенно распространена среди ремесленников. Большую популярность приобрели «Алхимические стихи» Гратея, написанные во второй половине XIV века. В них приводились рецепты производства драгоценных металлов, давалось руководство, как отлить из олова магическую голову Аристотеля, которая будет знать все об астрологии. Также в Нидерландах большую роль играла живопись — были распространены легенды о том, что Ян ван Эйк изобрел масляные краски с помощью алхимических опытов.
Таким образом, в конце Средневековья в Европе появляется множество алхимических центров. Алхимия, будучи одной из самых богато визуализированных наук, создает свою собственную мифологию. В Новое время она становится предметом интереса аристократов и активно спонсируется ими. В начале XVII века алхимия утрачивает свое прежнее значение: она начинает высмеиваться в литературных произведениях, многие предметы, связанные с алхимией, становятся сугубо декоративными.
Анастасия Ермолаева
Дата
29 октября
2019
Рубрики
В статье упомянуты