• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Scientia bene modulandi от Аврелия Августина до Алексея Лосева»: доклад Елены Двоскиной

Мероприятие завершено
19 марта 2018 года в 18.10 на очередном заседании семинара «Символическое Средневековье» с докладом на тему «Scientia bene modulandi от Аврелия Августина до Алексея Лосева» выступит музыковед Елена Марковна Двоскина. Кандидат искусствоведения, преподаватель МССМШ имени Гнесиных, преподаватель кафедры теории музыки Московской консерватории, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, она недавно выпустила в свет перевод «Трактата о музыке» Аврелия Августина.
Елена Двоскина
Определение музыки как scientia bene modulandi, «знания правильной модуляции», впервые зафиксированное в III веке н.э. в трактате Цензорина «О дне рождения» (De die natali), с тех пор кочевало из трактата в трактат до конца XVI века с теми или иными вариациями. За это время определение, оставаясь внешне почти неизменным, обрастало различными смыслами и контекстами, которые группировались главным образом вокруг термина modulatio. Он, в свою очередь, интерпретировался в разные эпохи совершенно различным образом — от общего представления о слаженности, соразмерности частей до пения или игры на музыкальных инструментах. Подробнее всего он разбирается в «Трактате о музыке» Аврелия Августина (387-390 г.).
Развертывание понятия модуляции в этом сочинении связано с особенностями августиновской музыкальной концепции. Несмотря на то, что августиновский угол зрения на существо музыки не был в целом воспринят средневековой наукой, определение музыки как «знания модуляции» стало общепринятым в Европе именно благодаря Августину, и многие средневековые авторы приписывают его именно этому крупнейшему Отцу Церкви. Широта смыслового поля термина modulatio обусловила приключения дефиниции на протяжении полутора тысяч лет, чему, главным образом, и будет посвящено предлагаемое сообщение. Только начиная с XVII века, в связи с коренной сменой музыкальной парадигмы, традиционная дефиниция исчезает из трактатов.
Однако в XX веке в России, в трудах Лосева, Асафьева, Яворского, Конюса взгляд на существо музыки вновь заставляет вспомнить о понимании ее как scientia bene modulandi, причем в дискурсе, весьма близком к тому, который был принят Августином. В чем причина такого поворота в музыковедении и философии? Связан ли он с полуторатысячелетним бытованием термина в средневековой теории музыки?

Флоренция, Biblioteca Medicea Laurenziana, Ashburnham 1051. Fol. 002r
Семинар пройдет по адресу: Ст. Басманная ул., д. 21/4, стр. 3, аудитория Л-401.

Для заказа пропуска на семинар в здание ВШЭ на Ст. Басманной просьба писать Наталье Сергеевне Тарасовой (ntarasova@hse.ru).