• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Русь», «русские», «русское» в христианской культуре восточных славян в XI-XVI в.»: круглый стол в ГИИМ

Мероприятие завершено


16 мая 2017 г. (вторник) в 18.00 – 21.00
 Лаборатория медиевистических исследований Школы исторических наук НИУ ВШЭ и Германский исторический институт в Москве проводят круглый стол на тему ««Русь», «русские», «русское» в христианской культуре восточных славян в XI-XVI в.» в рамках проекта «От nationes Средних веков к нациям Нового времени».

Проводимый круглый стол посвящен «протонациональным» представлениям в культуре Древней Руси (XI- XVI в.). В центре внимания, как и в предшествующих семинарах, воркшопах и коллоквиумах, -  спорные и неизученные проблемы нациогенеза.

 В данном случае в центре внимания будут следующие вопросы:

  • что понималось под «русским» и «русскими» в текстах восточнославянского средневековья?
  • как объяснить неразвитость этнических дискурсов «русского» в культуре восточных славян в Средние века?
  • как мотивы «русской» идентичности взаимодействовали с дискурсами конфессиональной принадлежности в  Средние века?
  • как особенности средневековых представлений о «русском» повлияли на дискурсы «протонациональной» идентичности  в  XVI – XVII вв. и позднее?

 Круглый стол откроется докладом:

 Дмитрия Анатольевича  Добровольского

Этноним, политоним или конфессионим:
динамика значений слова роусьскии
в древнерусских письменных источниках XI–XIV вв.

Вопрос о значении слова «русский» в средневековых источниках принадлежит к числу центральных для отечественной гуманитарной науки — причины этого очевидны. В последние десятилетия к старому спору о динамике «широкого» и «узкого» значений слова Русь добавилась полемика о том, как в понятии «русский» соотносились этническое и политическое. Кроме того, высказываются гипотезы о преимущественно конфессиональном содержании данного понятия (И.Н. Данилевский). Современные исследовательские технологии (и, в частности, технологии корусной лингвистики) позволяют ученым проследить эволюцию семантики обсуждаемых слов (а значит и развитие соответствующих понятий) с качественно новым уровнем детализации и полноты охватываемого материала. Предметом доклада станет «инвентаризация» доступных материалов и верификация высказанных гипотез о значениях слова роусьскии в древнерусском языке. Увеличение числа обсуждаемых примеров и расширение круга привлекаемых источников позволят по-новому взглянуть на вопрос о том, какая компонента — этническая, политическая или религиозная — доминировала в понятии о «русском» в XI–XIV вв.

Об авторе : Добровольский Дмитрий Анатольевич, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Работы автора по теме самосознания Древней Руси и древнерусского восприятия «Другого»:

  • Добровольский Д.А. «...И до Рима проиде»: отношение к Западной Европе в летописании XI — начала XII в. // Проблемы исторической географии и демографии России. М.: Институт российской истории РАН, 2013. Вып. 2. С. 126–137.
  • Добровольский Д.А. Восприятие половцев в летописании XI–XIII вв. // Диалог со временем. 2012. № 39. С. 286–294.
  • Добровольский Д.А. Якоже и прародители наши погынуша: к вопросу об этническом самосознании древнерусских летописцев XI — начала XII в. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 7. С. 83–95.
  • Добровольский Д.А. Начальная летопись как источник по истории коллективного самосознания Древней Руси // Диалог со временем. 2009. № 27. С. 43–61.

См. также профиль автора на Academia.edu: http://hse-ru.academia.edu/DmitriyDobrowolski


В дискуссии выступают, в частности: С.В. Городилин, М.В. Дмитриев, К.Ю. Ерусалимский, П.В. Лукин, П.С. Стефанович.

Приглашаются все заинтересованные. Если Вы хотите заранее запланировать Ваше выступление во время круглого стола, просьба писать Михаилу Владимировичу Дмитриеву (dmitrievm300@gmail.com).

Круглый стол пройдет в ГИИМе по адресу: ул. Воронцовская, д. 8, стр. 7 .

Вход свободный.

Объявление