• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Одушевленное тело в представлениях средневековых медиков": выступление Даниэль Жакар в "Символическом Средневековье"

Мероприятие завершено
В среду 20 апреля,  в 17.00, в 207 ауд. Петровка 12, на 49 заседании семинара "Символическое Средневековье" с докладом "Одушевленное тело в представлениях средневековых медиков" выступит Даниэль Жакар, известный историк средневековой медицины, декан историко-филологической секции Высшей практической школы (Париж), уже бывшая у нас в гостях во время международной конференции "Гармония" в 2013 году. В дискуссии примет участие делегация Высшей практической школы и, возможно, историк медицины Вивиан Наттон, почетный профессор Лондонского Университетского колледжа.
 
Начиная с XII века, на основе перевода греческих и арабских текстов на латинском Западе возникает медицина научного типа, основанная на глубоком знании того, как функционирует тело. В представлениях ученых, распространенных затем в университетском преподавании, тело устроено по аналогии со всеми остальными составляющими земного мира, его "качества" формируют комплекцию, или темперамент. Но принадлежность тела к миру живого предполагает участие души. Чтобы осмыслить это соучастие и связь души и тела, медицинская теория, опираясь на философскую рефлексию, прибегает к понятию сил или способностей (virtutes), использующих органы тела в качестве инструментов. Поскольку средневековая христианская догма выводит рациональное познание человеческой души из какого-либо подчинения физическому детерминизму, медики часто оказывались в промежуточных ситуациях, в которых физиологию следовало сопоставлять с волей субъекта. И тогда врачеватели тела оказывались -- хоть ненадолго -- врачевателями душ.

Лекция будет прочитана на французском языке, с последовательным переводом О.С. Воскобойникова.
Гостям, желающим посетить семинар, следует обратиться по адресу mmerzlyakova@hse.ru   для заказа пропуска.

Danielle Jacquart : « L’animation du corps selon les médecins médiévaux »
Résumé
 
A partir du XIIe siècle, en Europe occidentale, s’élabore, sur la base de sources grecques et arabes récemment traduites en latin, une médecine définie comme une science et qui se fonde sur une connaissance approfondie du fonctionnement du corps humain. Dans la représentation durable qui s’instaure et va être diffusée par l’enseignement universitaire, la matière corporelle est certes analogue à celle de tout autre constituant du monde terrestre, dotée de qualités qui forment sa complexion ou tempérament, mais son appartenance au monde du vivant implique l’intervention d’une âme. Pour rendre compte de cette intervention et du lien entre le corps et l’âme, la théorie médicale, appuyée sur des considérations philosophiques, fait appel à la notion de forces ou facultés (virtutes), qui usent d’instruments corporels. Alors que, conformément aux limites imposées par le dogme chrétien, le niveau rationnel de l’âme humaine échappe à tout déterminisme physique, les médecins sont confrontés à des états intermédiaires, dans lesquels interagissent physiologie et volonté du sujet. Il revient alors à ces médecins des corps de devenir un tant soit peu médecins des âmes.