• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы символизма и реализма в византийском и поствизантийском богословии Евхаристии: от Иоанна Златоуста до колливадов : курс Михаила Бернацкого в университете Дмитрия Пожарского

Мероприятие завершено

Университет Дмитрия Пожарскогоприглашает желающих на курс лекций: «Проблемы символизма и реализма в византийском и поствизантийском богословии Евхаристии: от Иоанна Златоуста до колливадов». Лекции будут проходить в течение весеннего семестра в Филипповской школе (адрес: м. «Фрунзенская», ул. Малая Пироговская, д. 13). Первое занятие - 27 февраля.

Университет Дмитрия Пожарского приглашает желающих на курс лекций: «Проблемы символизма и реализма в византийском и поствизантийском богословии Евхаристии: от Иоанна Златоуста до колливадов». 

Евхаристия – главное таинство христианской Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих. Однако систематическое учение о Евхаристии возникло не сразу. Данный курс является авторской разработкой и резюмирует исследования по истории византийского богословия таинства Евхаристии за последние 8 лет. Слушатели познакомятся с историей формирования учения о Евхаристии в византийской Церкви в историко-богословском (христология) и историко-литургическом контексте.

В истории византийского богословия Евхаристии выделяются несколько этапов, имевших определенную проблематику: доиконоборческий, постиконоборческий (IX-XII), поздневизантийский (XIV) и поствизантийский (XV-XVIII). 
 
Тематический план курса:
 
I. Введение. Видимая и невидимые стороны таинства Евхаристии. Евхаристия как Жертва. Вопрос о реальном присутствии Тела Христова в хлебе и вине.
 
II. Евхаристия в Церкви 1-го тысячелетия.
 
·        Вопросы богословия Евхаристии в IV—V вв. Отсутствие систематического учения о Евхаристии у ранних отцов Церкви. Значение сирийской (Ефрем Сирин), антиохийской (Иоанн Златоуст) и иерусалимской (Кирилл Иерусалимский) традиций.
 
·        Постепенный отказ начиная с V в. от употребления образной терминологии (икона, символ, образ) в отношении св. Даров.
 
·     Зарождение евхаристического гиперреализма (крайне реалистического понимания присутствия Тела Христова в Св. Дарах). Чудеса с явлением Младенца во время Литургии. Существование параллельной оригенистской интерпретации присутствия Тела Христова в Дарах, связанной с учением о нематериальности воскресшего Тела Спасителя.
 
·         Евхаристическое учение как предмет полемики начиная с V в. в контексте христологических споров.
 
·    Иконоборческие споры. VII Вселенский Собор с его окончательным отказом от образной терминологии. Последующее развитие символического толкования Литургии как прообраза важнейших этапов земного служения Христа. Иконоборческие истоки чина Проскомидии. «Церковная история» пс.-Германа Константинопольского.
 
III. Евхаристия в Церкви 2-го тысячелетия.
 
·        Раскол Церквей в 1054 г. Соотношение символических и догматических аргументов в споре об опресноках кард. Гумберта и Никиты Стифата. Отождествление физических качеств освященного хлеба со свойствами Тела Христова. Символизм квасного хлеба и опресноков.
 
·        Учение Симеона Нового Богослова о Евхаристии и оригенизм.
 
·        Евхаристические споры XII в. Ересь Михаил Сикидита о тленности Тела Христова в Евхаристии как попытка соединить в систему крайний евхаристический реализм, оригенизм и символическое толкование божественной Литургии.
 
·        Энергийно-символическое учение о Евхаристии последователей Григория Паламы (Феофан Никейский). Символизм Симеона Солунского.
 
·        Рецепция томистского учения о «пресуществлении» (transsubstantiatio) Даров в XV в. патриархом Геннадием Схоларием как попытка решения проблем с помощью схоластического инструментария. Историко-богословская правомерность такой рецепции, поскольку целый ряд обсуждавшихся на Западе в XI—XIII вв. проблем имели очевидные параллели в восточном богословии.
 
·        Евхаристические споры XVII в. Догматическое учение о Евхаристии поместных Соборов, созванных по поводу «Исповедания» Кирилла Лукариса.
 
·        Спор внутри движения колливадов о тленности освященного Хлеба и Тела Христова в Евхаристии. Возвращение к спорам 12 в. Связь с учением о частом причащении.
 
Автор курса: Михаил Михайлович Бернацкий, выпускник Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых Кирилла и Мефодия, научный редактор журнала «Богословские труды» (Издательство Московской Патриархии).

ВНИМАНИЕ! Записаться на курс можно онлайн. Подробнее познакомиться с проблематикой лекций можно на сайте Университета Дмитрия Пожарского.

К участию приглашаются все желающие. Занятия бесплатны, однако, поскольку организатор курсов, Русский фонд Содействия образованию и Науке, не является коммерческой организацией, эти курсы существуют и развиваются на  пожертвования . Эти пожертвования пойдут на издание книг, заработную плату преподавателей и организацию научно-исследовательской работы.  Рекомендуемый размер пожертвования — 100 рублей за занятие . Если Вы в состоянии пожертвовать больше, это приветствуется и помогает продолжать занятия и тем, кому затруднительно оставить эту сумму.

 
Схема (здание Филипповской школы обозначено литерой «Б»):