• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Зачем нужен первоиерарх? Причины задержек с учреждением архиерейских кафедр у новокрещенных народов в Х веке»

25 октября на семинаре «Символического Средневековья» с докладом выступил заведующий Лабораторией медиевистических исследований Андрей Юрьевич Виноградов.

25 октября на семинаре «Символического Средневековья» с докладом «Зачем нужен первоиерарх? Причины задержек с учреждением архиерейских кафедр у новокрещенных народов в Х веке» выступил заведующий Лабораторией медиевистических исследований Андрей Юрьевич Виноградов. Видеозапись доклада доступна на YouTube-канале Лаборатории.

Доклад Андрея Юрьевича был посвящен вопросу: почему у многих новокрещенных народов в X веке произошла задержка с образованием архиерейских кафедр и митрополий и можно ли найти для этого единую универсальную причину?

В начале доклада Андрей Юрьевич отметил, что и в Западной Европе, и в Византийской империи характер миссий, отправляемых в X веке, отличался от миссий предыдущего столетия. Так, если в IX веке христианизация западной империи чаще шла в земли, на которые претендовали императоры, то в X веке миссии вышли за эти пределы, затронув периферию христианской Европы. Константинопольскому патриархату IX век принес ряд неудач, и некоторые миссии, хотя и завершились христианизацией новых народов, имели негативные политические последствия для византийских императоров.

Западная Европа

В первой части доклада Андрей Юрьевич обратился к странам миссии западной империи: к Скандинавии и Центральной Европе.

В Скандинавии процесс христианизации шел сложно и нелинейно:

       В Дании создание архиепископии предшествовало крещению правителя: архиепископия была основана в конце 940-х годов, а крещение Харальда Синезубого произошло лишь в 960 году. Строительство деревянных церквей началось в 990-е годы, новые епископии стали появляться после 1018 года. В 1104 году была образована Лундская архиепископия;

       В Норвегии в 930 году крестился Хакон Добрый, в 934 году прибыл миссийный епископ, но только в конце X веке состоялось крещение Олафа Трюггвасона и затем Олафа Святого. Строительство церквей началось после 1075 года, в это же время прошло учреждение епископств в Бергене, Осло и Нидаросе.;

       В Швеции христианская миссия шла очень медленно: около 1000 года крестился Олаф Эриксон, в 1014 была образована епископия и построен деревянный собор в Скаре. Новые кафедры появились гораздо позже, в период с 1060 до 1164 годы;

       В Исландии принятие христианства произошло в 1000 году, миссия заняла 1020–1070 годы, а в 1056 году был рукоположен первый местный епископ. 

В Центральной Европе ситуация была иной: 

       В Венгрии христианизация шла в два этапа. В 950-е годы произошло первое крещение венгерских князей в Константинополе и вскоре к ним прибыл миссийный епископ. В 972 году крестился правитель Дьюла и его сын Иштван, но создание епископий началось лишь около 1000 года. В 1000–1038 годах была построена королевская капелла и соборы в Калоше, Веспреме и Пече. На первом этапе задержки в создании митрополии не было, во втором она была связана со внутренними политическими причинами в самой Венгрии.

  В Польше 14 апреля 966 года крестился князь Мешко, и в 968 году был назначен епископ Познаньский. В 980-х годах началось строительство собора. Здесь быстрое создание архиепископства, возможно, было связано с реформой германской Церкви, из-за которой в короткий срок появилось сразу несколько новых епископий; 

       В Чехии около 883 года крестился князь Борживой, но согласие Папы на создание местной кафедры в Праге было дано лишь в 967 году.

 

Итак, для скандинавских стран задержка между крещением и создателем архиепископии несомненна, в то время как для Центральной Европы крещение и назначение архиепископа было весьма быстрым. Исключением стала Чехия, но в этом случае задержка была связана с войнами и нестабильным политическим положением чешских земель.

Византийская империя

Далее Андрей Юрьевич перешел к византийскому материалу: вторая часть его доклада была посвящена константинопольским миссиям в Аланию и на Русь.

В Аланию византийские императоры направляли две миссии: сначала, около 912 года, была миссия Евфимия, соратника патриарха Николая Мистика – в это время произошло крещение аланского правителя, а у алан в 914 году впервые появился архиепископ. Однако об успехах этой миссии нам известно мало. В 932 году, после поражения хазарам аланы изгнали христиан, но уже в конце 940-х годов новый союз с империей стал возможен. В 950-е годы аланские правители вновь стали союзниками византийских императоров, и в Аланию прибыл митрополит: в надписи в Сентинском храме (965 год) упоминается митрополит Алании Феодор. Так, Алания – это пример быстрого поставления первоиерарха, причем как в первой, так и во второй миссиях. 

На Руси история христианизации имеет много темных пятен из-за лакун и противоречий в дошедших до нас текстах. Здесь Андрей Юрьевич, отвечая на вопрос, почему между крещением князя Владимира и началом строительства Десятинной церкви (988, 991 годы) и поставлением митрополита в 996 году прошло несколько лет, выдвинул гипотезу, что такой перерыв мог быть связан не с амбициями князя и его надеждами на автокефальную Церковь, как ранее предполагал А.В. Назаренко, а с отсутствием патриарха в Константинополе. Основание митрополии в Киеве пришлось на правление императора Василия II, который, проводя много времени в военных походах, несколько лет не мог назначить нового патриарха. И лишь в 996 году, через пять лет после смерти Николая II Хрисоверга, когда в Константинополе появился новый патриарх Сисиний II, на Руси мог появиться и митрополит: без патриарха поставить митрополита было невозможно. Важно, что и до смерти патриарха Николая в 989/991 годах митрополит также не мог быть назначен, так как по византийской традиции митрополит не мог служить в храме без синтрона – этого не позволяло его архиерейское достоинство. На Руси в это время такого храма еще не было и потому, только когда завершилось строительство Десятинной церкви в 995 или 996 году, митрополит получил подобающее по его статусу место для службы. Итак, задержка создания митрополии на Руси появилась из-за отсутствия патриарха в Константинополе и строительства церкви для митрополита в Киеве, но в целом, как отметил Андрей Юрьевич, создание местной кафедры не стоит

На этом Андрей Юрьевич завершил доклад, подчеркнув, что нет универсальной схемы, которая объясняла бы каждую задержку с установлением митрополии. В византийской миссии и западной миссии в Центральной Европе создание кафедры обычно следовало вскоре за крещением правителя, но могли быть и исключения: как правило, они были связаны с политическими обстоятельствами, препятствующими одной из сторон в поставлении или принятии первоиерарха, а также в организации митрополии. 

Репортаж подготовлен Дарьей Лихачевой.

 

 

25 октября на семинаре «Символического Средневековья» с докладом «Зачем нужен первоиерарх? Причины задержек с учреждением архиерейских кафедр у новокрещенных народов в Х веке» выступил заведующий Лабораторией медиевистических исследований Андрей Юрьевич Виноградов. Видеозапись доклада доступна на YouTube-канале Лаборатории (https://www.youtube.com/watch?v=SIww0dFYw7c).

Доклад Андрея Юрьевича был посвящен вопросу: почему у многих новокрещенных народов в X веке произошла задержка с образованием архиерейских кафедр и митрополий и можно ли найти для этого единую универсальную причину?

В начале доклада Андрей Юрьевич отметил, что и в Западной Европе, и в Византийской империи характер миссий, отправляемых в X веке, отличался от миссий предыдущего столетия. Так, если в IX веке христианизация западной империи чаще шла в земли, на которые претендовали императоры, то в X веке миссии вышли за эти пределы, затронув периферию христианской Европы. Константинопольскому патриархату IX век принес ряд неудач, и некоторые миссии, хотя и завершились христианизацией новых народов, имели негативные политические последствия для византийских императоров.

Западная Европа

В первой части доклада Андрей Юрьевич обратился к странам миссии западной империи: к Скандинавии и Центральной Европе.

В Скандинавии процесс христианизации шел сложно и нелинейно:

          В Дании создание архиепископии предшествовало крещению правителя: архиепископия была основана в конце 940-х годов, а крещение Харальда Синезубого произошло лишь в 960 году. Строительство деревянных церквей началось в 990-е годы, новые епископии стали появляться после 1018 года;

          В Норвегии в 930 году крестился Хакон Добрый, в 934 году прибыл миссийный епископ, но только в конце X веке состоялось крещение Олафа Трюггвасона и затем Олафа Святого. Строительство церквей началось после 1075 года, в это же время прошло учреждение епископств в Бергене, Осло и Нидаросе. В 1104 году была образована Лундская архиепископия;

          В Швеции христианская миссия шла очень медленно: около 1000 года крестился Олаф Эриксон, в 1014 была образована епископия и построен деревянный собор в Скаре. Новые кафедры появились гораздо позже, в период с 1060 до 1164 годы;

          В Исландии принятие христианства произошло в 1000 году, миссия заняла 1020–1070 годы, а в 1056 году был рукоположен первый епископ. 

В Центральной Европе ситуация была иной: 

          В Венгрии христианизация шла в два этапа. В 950-е годы произошло первое крещение венгерских князей в Константинополе и вскоре к ним прибыл миссийный епископ. В 972 году крестился король Иштван, но создание епископий началось лишь около 1000 года. В 1000–1038 годах была построена королевская капелла и соборы в Калоше, Веспреме и Пече. На первом этапе задержки в создании митрополии не было, во втором она была связана со внутренними политическими причинами в самой Венгрии.

          В Польше 14 апреля 966 года крестился князь Мешко, и в 968 году был назначен епископ Познаньский. В 980-х годах началось строительство собора. Здесь быстрое создание архиепископства, возможно, было связано с реформой германской церкви, из-за которой в короткий срок появилось сразу несколько новых епископий; 

          В Чехии около 883 года крестился князь Борживой, но согласие Папы на создание местной кафедры в Праге было дано лишь в 967 году.

 

Итак, для скандинавских стран задержка между крещением и создателем архиепископии несомненна, в то время как для Центральной Европы крещение и назначение архиепископа было весьма быстрым. Исключением стала Чехия, но в этом случае задержка была связана с войнами и нестабильным политическим положением чешских земель.

Византийская империя

Далее Андрей Юрьевич перешел к византийскому материалу: вторая часть его доклада была посвящена константинопольским миссиям в Аланию и на Русь.

В Аланию византийские императоры направляли две миссии: сначала, около 912 года, была миссия Евфимия, соратника патриарха Николая Мистика – в это время произошло крещение аланского правителя, а у алан впервые появился архиепископ. Однако об успехах этой миссии нам известно мало. В 932 году, после поражения хазарам аланы изгнали христиан, но уже в конце 940-х годов новый союз с империей стал возможен. В 950-е годы аланские правители вновь стали союзниками византийских императоров, и в Аланию прибыл митрополит: в надписи в Сентинском храме (965 год) упоминается митрополит Алании Феодор. Так, Алания – это пример быстрого поставления первоиерарха, очевидного как в первой, так и во второй миссиях. 

На Руси история христианизации имеет много темных пятен из-за лакун и противоречий в дошедших до нас текстах. Здесь Андрей Юрьевич, отвечая на вопрос, почему между крещением князя Владимира и началом строительства Десятинной церкви (988, 991 годы) и поставлением митрополита в 996 году прошло несколько лет, выдвинул гипотезу, что такой перерыв мог быть связан не с амбициями князя и его надеждами на автокефальную церковь, как ранее предполагал А.В. Назаренко, а с отсутствием патриарха в Константинополе. Основание митрополии в Киеве пришлось на правление императора Василия II, который, проводя много времени в военных походах, несколько лет не мог назначить нового патриарха. И лишь в 996 году, через пять лет после смерти Николая II Хрисоверга, когда в Константинополе появился новый патриарх Сисиний II, на Руси мог появиться и митрополит: без патриарха поставить митрополита было невозможно. Важно, что и до смерти патриарха Николая в 989/991 годах митрополит также не мог быть назначен, так как по византийской традиции митрополит не мог служить в храме без синтрона – этого не позволяло его достоинство архиепископа. На Руси в это время такого храма еще не было и потому, только когда завершилось строительство Десятинной церкви в 996 году, митрополит получил подобающее по его статусу место для службы. Итак, задержка создания митрополии на Руси появилась из-за отсутствия патриарха в Константинополе и строительства церкви для митрополита в Киеве, но в целом, как отметил Андрей Юрьевич, создание местной кафедры не стоит

На этом Андрей Юрьевич завершил доклад, подчеркнув, что нет универсальной схемы, которая объясняла бы каждую задержку с установлением митрополии. В византийской миссии и западной миссии в Центральной Европе создание кафедры обычно следовало вскоре за крещением правителя, но могли быть и исключения: как правило, они были связаны с политическими обстоятельствами, препятствующими одной из сторон в поставлении или принятии первоиерарха, а также в организации митрополии.