«Читать и верить: композиция и стиль "Просветителя" Гонория Августодунского»
3 марта на очередном заседании «Символического Средневековья» выступил Глеб Шмидт. Публикуем репортаж Ольги Макридиной
3 марта 2022 года на восемьдесят девятом заседании семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Читать и верить: композиция и стиль "Просветителя" Гонория Августодунского» выступил Глеб Шмидт. Представленная работа — часть проекта PASSIM, в котором изучается распространение и рецепция раннехристианских латинских проповедей V — XIII вв. В проекте используется междисциплинарный подход, цель которого — собрать воедино исследовательское поле, разделенное между разными дисциплинами. Применяется в том числе сетевой анализ как связей между текстами, так и связей между рукописями, позволяющий проследить влияние на патристические проповеди сочинений конкретных проповедников или текстов других жанров, обнаружить связи между рукописями, выявить паттерны их распространения.
Гонорий Августодунский — автор, корпус работ которого был очерчен уже в XVIII веке Бердардом Петцем, бенедиктинским аббатом монастыря Мельк. Бернард Петц не только определил бесспорно принадлежащие Гонорию тексты, но и назвал предполагаемые тексты его авторства. Однако с тех пор исследования наследия Гонория Августодунского были в основном связаны с изучением фактов его биографии. Поскольку прийти к каким-то окончательным выводам по поводу его биографии не удалось, интерес к его личности постепенно стал снижаться. Его имя звучало и в дискуссиях, посвященных городским школам или немецкому символизму.
Ситуация изменилась лишь во второй половине XX века благодаря исследованиям Эндрю Уильяма Ханама и Дэниэля Ингста. Эти работы опирались в основном на опубликованные тексты, а не на рукописи, что позволило перейти к последовательному изучению наследия Гонория. И все же прежние историографические традиции оставались сильны, и внимание исследователей в было основном сосредоточено на биографии Гонория; перемены начались лишь в последние несколько десятилетий. При этом, важно отметить, что Гонорий — один из самых популярных авторов по количеству сохранившихся рукописей (по подсчетам Доминика Пуареля).
Трактат «Просветитель» (Elucidarium) представляет собой дидактический диалог между учителем и учеником, в котором излагаются основы христианского учения. Работа впервые упомянута в 1101 году в каталоге швабской бенедиктинской обители — монастыря святого Петра в современном Баден-Вюртемберге. Так как в тексте прослеживается влияние Ансельма Кентерберийского, можно сделать вывод о том, что «Просветитель» создан либо в последние годы XI века, либо в первые годы XII века. Текст был крайне популярен: известно множество его рукописей (более 400), а также переводов на различные европейские языки, которые стали появляться уже с XII века.
Издавать текст начали уже с XV века. Долгое время исследователи знакомились с текстом, включенным в Patrologia Latina, который, в свою очередь, опирался на издание текста, созданное в 1675 году М. Жербероном. В подзаголовке этого издания текст был назван суммой, из-за чего исследователи, сравнивая его с более стройными и последовательными суммами XIII века, относились к «Просветителю» весьма критично, низводя его в разряд чего-то архаичного и простого; достоинства же текста обычно связывали с сильным влиянием Ансельма Кентерберийского. Более того, некоторые исследователи предполагали, что текст «Просветителя» был просто записан Гонорием, выступившим в качестве стенографиста, тогда как учение, заложенное в нем, принадлежало Ансельму Кентерберийскому. Благодаря другим текстам Гонория, можно понять, что замысел его был не слишком амбициозен, его сочинение не претендовало на полноту.
Через все части «Просветителя» проходит вопрос о времени, что сообщает дополнительную структуру и ритм каждой серии вопросов и ответов. Благодаря этому автор напоминает, что направление движения времени конечно: читатель проходит путь от Сотворения мира через удаление от Творца и через искупление снова к Творцу. Это не просто хронологическое изложение библейской истории, но также и личное путешествие ученика, идущего к знанию, а также возвращение Творения к Творцу.
Представляется, что задача «Просветителя» — представить развернутый Символ веры. Для достижения этой цели используется не только особый способ организации материала, но и тщательное внимание к языку, звучанию — тому, как текст будет восприниматься на слух при чтении. При этом никакого явного образца, на который в этом плане мог ориентироваться Гонорий, нет. Подобное соединение литературной оболочки и интеллектуальной структуры текста делает его уникальным.
Помимо «Просветителя», Гонорий написал и ряд других диалогов, в одном из которых («Ключ природы») объясняет причины выбора такой формы: именно эта форма была популярна у великих философов. Исследователи выделяют несколько функций диалога: отсылка к определенному контексту, воссоздание реальных ситуаций обучения и смысл внутреннего развития. «Просветитель» отвечает третьей функции, диалог в этом тексте становится «путешествием к истине». При этом движение к истине поддержано стилистическими средствами: фонетический и аффективный эффект нарастает к концу произведения. Это достигается, в том числе, благодаря ритмической прозе и присутствию особых стопных закономерностей, особенно в окончаниях периодов (клаузулах). У ритмической прозы в «Просветителе» есть несколько функций: мнемоническая, структурирующая, аффективная.
Если говорить о географическом происхождении ранних рукописей «Просветителя», важно отметить, что значительная их часть происходит из германоязычных земель. При этом, в германоязычных землях большая часть рукописей относится к новым обителям, тогда как на франкоязычных территориях они чаще создавались в старых обителях. Это приводит к вопросу: где был создан «Просветитель»? Существует «английская гипотеза», сторонники которой обращают внимание на связь Гонория Августодунского с Ансельмом Кентерберийским, что говорит о связи первого с Англией. Однако сочинение, которое, согласно этой версии, было написано для кентерберийской братии, не сохранилось ни в одной рукописи XII века английского происхождения, тогда как немецких рукописей сохранилось достаточно. Хотя сам по себе этот факт ничего не значит, он позволяет задать новые вопросы о месте создания «Просветителя». На основе сопоставлений разных рукописей автор доклада выдвигает новую гипотезу, согласно которой «Просветитель» мог быть создан в Хирзау.
Репортаж подготовила Ольга Макридина