• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Читать и верить: композиция и стиль "Просветителя" Гонория Августодунского»

3 марта на очередном заседании «Символического Средневековья» выступил Глеб Шмидт. Публикуем репортаж Ольги Макридиной

Microcosm, Glossarium Salomonis, Prüfening. Munich, Bayerische Staatsbibliothek, Clm 13002, fol. 7v.

Microcosm, Glossarium Salomonis, Prüfening. Munich, Bayerische Staatsbibliothek, Clm 13002, fol. 7v.

3 марта 2022 года на восемьдесят девятом заседании семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Читать и верить: композиция и стиль "Просветителя" Гонория Августодунского» выступил Глеб Шмидт. Представленная работа — часть проекта PASSIM, в котором изучается распространение и рецепция раннехристианских латинских проповедей V — XIII вв. В проекте используется междисциплинарный подход, цель которого — собрать воедино исследовательское поле, разделенное между разными дисциплинами. Применяется в том числе сетевой анализ как связей между текстами, так и связей между рукописями, позволяющий проследить влияние на патристические проповеди сочинений конкретных проповедников или текстов других жанров, обнаружить связи между рукописями, выявить паттерны их распространения.

Гонорий Августодунский — автор, корпус работ которого был очерчен уже в XVIII веке Бердардом Петцем, бенедиктинским аббатом монастыря Мельк. Бернард Петц не только определил бесспорно принадлежащие Гонорию тексты, но и назвал предполагаемые тексты его авторства. Однако с тех пор исследования наследия Гонория Августодунского были в основном связаны с изучением фактов его биографии. Поскольку прийти к каким-то окончательным выводам по поводу его биографии не удалось, интерес к его личности постепенно стал снижаться. Его имя звучало и в дискуссиях, посвященных городским школам или немецкому символизму.

Ситуация изменилась лишь во второй половине XX века благодаря исследованиям Эндрю Уильяма Ханама и Дэниэля Ингста. Эти работы опирались в основном на опубликованные тексты, а не на рукописи, что позволило перейти к последовательному изучению наследия Гонория. И все же прежние историографические традиции оставались сильны, и внимание исследователей в было основном сосредоточено на биографии Гонория; перемены начались лишь в последние несколько десятилетий. При этом, важно отметить, что Гонорий — один из самых популярных авторов по количеству сохранившихся рукописей (по подсчетам Доминика Пуареля).

Трактат «Просветитель» (Elucidarium) представляет собой дидактический диалог между учителем и учеником, в котором излагаются основы христианского учения. Работа впервые упомянута в 1101 году в каталоге швабской бенедиктинской обители — монастыря святого Петра в современном Баден-Вюртемберге. Так как в тексте прослеживается влияние Ансельма Кентерберийского, можно сделать вывод о том, что «Просветитель» создан либо в последние годы XI века, либо в первые годы XII века. Текст был крайне популярен: известно множество его рукописей (более 400), а также переводов на различные европейские языки, которые стали появляться уже с XII века.

Издавать текст начали уже с XV века. Долгое время исследователи знакомились с текстом, включенным в Patrologia Latina, который, в свою очередь, опирался на издание текста, созданное в 1675 году М. Жербероном. В подзаголовке этого издания текст был назван суммой, из-за чего исследователи, сравнивая его с более стройными и последовательными суммами XIII века, относились к «Просветителю» весьма критично, низводя его в разряд чего-то архаичного и простого; достоинства же текста обычно связывали с сильным влиянием Ансельма Кентерберийского. Более того, некоторые исследователи предполагали, что текст «Просветителя» был просто записан Гонорием, выступившим в качестве стенографиста, тогда как учение, заложенное в нем, принадлежало Ансельму Кентерберийскому. Благодаря другим текстам Гонория, можно понять, что замысел его был не слишком амбициозен, его сочинение не претендовало на полноту.

Через все части «Просветителя» проходит вопрос о времени, что сообщает дополнительную структуру и ритм каждой серии вопросов и ответов. Благодаря этому автор напоминает, что направление движения времени конечно: читатель проходит путь от Сотворения мира через удаление от Творца и через искупление снова к Творцу. Это не просто хронологическое изложение библейской истории, но также и личное путешествие ученика, идущего к знанию, а также возвращение Творения к Творцу.

Представляется, что задача «Просветителя» — представить развернутый Символ веры. Для достижения этой цели используется не только особый способ организации материала, но и тщательное внимание к языку, звучанию — тому, как текст будет восприниматься на слух при чтении. При этом никакого явного образца, на который в этом плане мог ориентироваться Гонорий, нет. Подобное соединение литературной оболочки и интеллектуальной структуры текста делает его уникальным.

Помимо «Просветителя», Гонорий написал и ряд других диалогов, в одном из которых («Ключ природы») объясняет причины выбора такой формы: именно эта форма была популярна у великих философов. Исследователи выделяют несколько функций диалога: отсылка к определенному контексту, воссоздание реальных ситуаций обучения и смысл внутреннего развития. «Просветитель» отвечает третьей функции, диалог в этом тексте становится «путешествием к истине». При этом движение к истине поддержано стилистическими средствами: фонетический и аффективный эффект нарастает к концу произведения. Это достигается, в том числе, благодаря ритмической прозе и присутствию особых стопных закономерностей, особенно в окончаниях периодов (клаузулах). У ритмической прозы в «Просветителе» есть несколько функций: мнемоническая, структурирующая, аффективная.

Если говорить о географическом происхождении ранних рукописей «Просветителя», важно отметить, что значительная их часть происходит из германоязычных земель. При этом, в германоязычных землях большая часть рукописей относится к новым обителям, тогда как на франкоязычных территориях они чаще создавались в старых обителях. Это приводит к вопросу: где был создан «Просветитель»? Существует «английская гипотеза», сторонники которой обращают внимание на связь Гонория Августодунского с Ансельмом Кентерберийским, что говорит о связи первого с Англией. Однако сочинение, которое, согласно этой версии, было написано для кентерберийской братии, не сохранилось ни в одной рукописи XII века английского происхождения, тогда как немецких рукописей сохранилось достаточно. Хотя сам по себе этот факт ничего не значит, он позволяет задать новые вопросы о месте создания «Просветителя». На основе сопоставлений разных рукописей автор доклада выдвигает новую гипотезу, согласно которой «Просветитель» мог быть создан в Хирзау.

 

Репортаж подготовила Ольга Макридина