• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Корона Священной Римской империи: исследовательский проект о ее материалах, технологиях изготовления и сохранности

9 февраля состоялось заседание «Символического Средневековья», приуроченное к десятилетию Лаборатории. С докладом выступил доктор Франц Кирхвегер, а репортаж о семинаре подготовил Михаил Зеленин

Корона Священной Римской империи: исследовательский проект о ее материалах, технологиях изготовления и сохранности

9 февраля 2022 года на совместном заседании семинара «Символическое Средневековье» и Коллоквиума по истории Средних веков и раннего Нового времени ГИИМ, приуроченном к десятилетию Лаборатории медиевистических исследований, выступил д-р Франц Кирхвегер, куратор Кунсткамеры и Имперской сокровищницы, - двух знаменитых отделов венского Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Д-р Кирхвегер представил слушателям обширный доклад, освещающий задачи и перспективы курируемого им проекта по исследованию средневековой венской короны Священной Римской империи.

Корона, хранящаяся в музее, принадлежит к числу так называемых Имперских регалий, к которым относятся, помимо прочего, коронационный меч святого Маврикия, Священное копье и коллекция церемониальных одеяний. Корона и остальные регалии могли использоваться в более сорока коронациях вплоть до коронования Франца II в 1792 г. Однако с точностью мы можем утверждать лишь то, что эту корону применяли, начиная с коронации  Фридриха III в 1452 г. и до конца Священной Римской империи  Начиная примерно с XIII в. она стала прочно ассоциироваться с Карлом Великим. Его (не всеми признанная) беатификация в 1165 г. придала короне статус священной реликвии. Начиная с 1424 г. корона и регалии хранились раздельно и собирались в одном месте только на время коронации.

На официальных коронационных портретах корона изображается идеально подходящей под голову любого императора. Тем не менее, реальность была куда прозаичнее, и даже с использованием специальной красной шапочки (биретты) корона физически была куда шире головы любого человека, и носить ее с учетом громадного веса (3465 г.) и диаметра (28.6 см.) было делом весьма затруднительным.

 

Корона, хранящаяся в Вене, по своим внешним характеристикам весьма отличается от других средневековых европейских корон, в частности, своей восьмиугольной формой и наличием золотых инкрустированных пластин в качестве составных частей. Дуга и крест, также богато инкрустированные драгоценными камнями и жемчугом, прикрепляются к “телу” короны посредством нескольких штырей. Сама дуга состоит из 8 секций.
Одной из задач, которые будет решать проект под руководством д-ра Кирхвегера, будет попытка как можно точнее установить дату и место изготовления как короны в целом, так и ее составных частей (крест и дуга были созданы в разное время), так как на сегодняшний день в науке на этот счет существует много версий. Хронологический разброс в предлагаемых гипотезах составляет ни много ни мало два столетия (ок. 950–1150 гг.) 

Как справедливо предлагал австрийский искусствовед Иоахим Отт, при исследовании короны историкам стоит абстрагироваться (по крайней мере на ранних этапах работы) от вопросов иконографии, символизма, эсхатологических настроений, якобы повлиявших на художественную концепцию короны и т.д., а сначала как можно точнее и полнее ответить на вопросы, касающиеся объекта как такового - материалов, происхождения, технологий изготовления и т.д. Именно на эти пункты делает упор исследовательская группа д-ра Кирхвегера в своем междисциплинарном проекте, рассчитанном на два года (01.01.2022 – 31.12.2024). Он фокусируется на четырех основных блоках изучения короны:

-      история / история искусства

-      консервация / реставрация

-      новые методы и технологии консервации

-      привлечение экспертов из других наук и исследовательских учреждений. В этой связи предполагается широкое сотрудничество с австрийскими, немецкими и итальянскими институтами, библиотеками и т.п., особенно с имеющими непосредственное отношение к  изучению схожих объектов, в частности корон.

 
Кроме того, проект фокусируется на восьми исследовательских вопросах:

Как это ни удивительно, науке на данный момент не все ясно даже в отношении материалов, использовавшихся для изготовления этой регалии (они весьма разнообразны и включают в себя, помимо прочего, воск, дерево, эмаль, чернь и т.д.). Команда д-ра Кирхвегера собирается провести всесторонний детальный анализ материалов короны с применением методов РФА и рамановской спектроскопии. Полученные результаты сравнят с исследованиями других, похожих объектов, что позволит реконструировать процесс изготовления отдельных материалов и частей короны.

 

Внешний вид короны, её “дизайн” также не останется без внимания. Детальный анализ в сочетании с изучением материалов позволит не только получить понимание о необходимых реставрационных действиях, но и даст ученым ценные сведения, необходимые для создания цифровой копии короны. Команда историков искусства проведет визуальный анализ, оценку и контекстуализацию формальных и стилистических аспектов короны, а также сравнение с объектами похожей техники изготовления, стилистики и периода (преимущественно из немецких хранилищ). Ниже приведены некоторые из них:

 Помимо “интенсивных” исследований, запланировано создание самого полного собрания источников из Средневековья и раннего Нового времени, касающихся короны и ее использования. В эту базу данных будут внесены, помимо прочего, переводы всех надписей и текстов, так или иначе связанных с надписями на самой короне или с ее составными частями и изображениями. Особое внимание будет уделено происхождению надписи “CHVONRADVS” на одной из сторон дуги.

Иными словами, проект под руководством д-ра Кирхвегера, вне всякого сомнения, будет одним из самых масштабных и важных современных исследовательских начинаний для медиевистов и историков искусства, являя собой пример полноценной работы по всестороннему изучению произведения искусства подобного уровня. Пожелаем ему и его команде удачи!

Репортаж подготовил Михаил Зеленин