• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Васильевич Назаренко. 16 января 1948 — 19 января 2022

19 января 2022 года ушел из жизни Александр Васильевич Назаренко.
Воспоминаниями о коллеге делится А.Ю. Виноградов

Александр Васильевич Назаренко. 16 января 1948 — 19 января 2022


Признанный специалист по истории Руси, Западной Европы и Византии, А.В. Назаренко попал в историю из филологии. Закончив кафедру романо-германской филологии МГУ, он навсегда остался верен служению слову: не только анализировал древние тексты, но и переводил Гете и Ницше, сам писал стихи. Однако поворотным для Александра Васильевича стала работа с Владимиром Терентьевичем Пашуто. В его команде, занимавшийся разбором внешней истории Восточной Европы с позиции источников, А. В. Назаренко посвятил себя изучению западноевропейских свидетельств о Руси и ее контактах с Западом. Результаты этой кропотливой работы были обобщены не только в многочисленных статьях и монографиях, но и в томе хрестоматии «Древняя Русь в свете зарубежных источников». Его эрудиция и дотошность простиралась до того, что он реконструировал детали генеалогии западноевропейских знатных родов, неизвестные даже специалистам.

С 1990-х годов в творчестве Александра Васильевича наметился поворот к истории русско-византийских отношений, которыми занимался его ближайший друг — Игорь Сергеевич Чичуров, и особенно к сюжетам древнерусской церковной истории. И тут чутье филолога не покинуло его. Можно вспомнить хотя бы, как он первым увидел в знаменитом древнейшем списке русских епархий три хронологических пласта, позволивших ему реконструировать эволюцию Киевской митрополии. Можно сказать, что своими изысканиями Александр Васильевич вернул нам самую раннюю историю Русской Церкви, доказав, в частности, что митрополия была учреждена на Руси сразу после ее крещения. Хотя А. В. Назаренко выпустил немало книг, главным жанром его творчества была, пожалуй, длинная статья и пространный доклад.

Неспешная, но изысканная речь Александра Васильевича завораживала слушателей, но всегда представляла им убедительные доказательства. При этом ученый в нем никогда не затмевал человека. Предельно вежливый со всеми, галантный с дамами, он напоминал своим обликом средневекового рыцаря. Европейски воспитанный и образованный, Александра Васильевича всегда был русским патриотом, но видел свою задачу не в громких речах, а в непрестанном труде по раскрытию тайн своей родины. Член многочисленных советов, руководитель отдела в Институте российской истории и научной секции Императорского Православного Палестинского общества, лауреат премий, он всегда оставался рыцарем науки — одним из немногих настоящих.

В течение целого года А.В. Назаренко работал у нас, в Лаборатории медиевистических исследований, в качестве главного научного сотрудника, приглашенного специально для реализации проекта 2014 г.  Его раздел (о "Кодексе Гертруды") в нашем итоговом труде оказался едва ли не лучшим. Удивительного в этом как раз-то и не было, но не все из нас ожидали, что Александр Васильевич при всех своих заслугах и регалиях окажется таким старательным, исполнительным и дисциплинированным коллегой, без всякого недовольства бравшегося и за самую черную академическую работу, если для Лаборатории была в ней необходимость.

Безвременная смерть А. В. Назаренко, много болевшего в последние годы своей жизни, но не терявшего ни оптимизма, ни работоспособности, — непоправимая потеря не только для отечественной, но и для мировой науки. Соболезнуя его родным, друзьям и коллегам, мы никогда не должны забывать, что главный памятник себе Александр Васильевич воздвиг еще при жизни — это та часть истории России, которая открыта нам его трудами.


А.Ю.Виноградов