• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Дискурсы веротерпимости и религиозного насилия в православной культуре Великого княжества Литовского и Польского королевства (XV– XVI вв.)

28 сентября состоялся очередной научный семинар из цикла «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени». Публикуем репортаж Михаила Дмитриева

Дискурсы веротерпимости и религиозного насилия в православной культуре Великого княжества Литовского и Польского королевства (XV– XVI вв.)

28 сентября 2020 года в режиме онлайн-конференции состоялся исследовательский семинар «Дискурсы веротерпимости и религиозного насилия в православной культуре Великого княжества Литовского и Польского королевства (XV – XVI  вв.)». Он был организован в рамках серии научных семинаров «Христианство в истории Европы Средних веков и Нового времени». Эти семинары стали «ответвлением»  семинара «Дискуссионное средневековье». С конца 2017 года в «Дискуссионном средневековье» сложилось особое направление: цикл семинаров, проводимых совместно с Центром франко-российских исследований, посвященных разным аспектам истории христианства в Средние века и раннее Новое время. Особое внимание в этих семинарах уделяется дискурсам (то есть и представлениям и практикам) религиозного насилия в христианских культурах Средних веков и раннего Нового времени в «латинских» и византийско-православных регионах Европы. Участники семинаров стремятся к применению именно компаративистского подхода («восток» и «запад» Christianitatis) в данной области исследований. Отчеты о проведенных семинарах опубликованы на сайте Лаборатории.
 
Agenda сентябрьского воркшопа была такова:
  • как культура ВКЛ и Польши (XV – XVI вв.) трактуется в современной историографии?
  • как вопрос о дискурсах веротерпимости в православной культуре ВКЛ и Польши (XV – XVI вв.) трактуется в современной историографии?
  • с какими именно богословскими, экзегетическими, религиозно-ментальными мотивами коррелировали дискурсы религиозного насилия и веротерпимости в православной культуре ВКЛ и Польши в XV – XVI вв.?
С главным докладом на тему «Эволюция дискурсов веротерпимости в православной общественной мысли конца XVI – начала XVII вв.» выступил Игорь Александрович Бортника  (Полоцкий государственный университет, Беларусь).

Бортнік, І.А. Праблема талерантнасці ў рэлігійна-філасофскай і сацыяльна-палітычнай думцы Вялікага Княства Літоўскага (другая палова XVI – першая палова XVII стст.) / І.А. Бортнік // Гісторыя філасофскай і грамадска-палітычнай думкі Беларусі: у 6 т. Т. 3: Рэфармацыя. Контррэфармацыя. Барока / аўтары тома: В.Б. Евароўскі [і інш.]; рэдкал. тома: В.Б. Евароўскі [і інш.]; Нац. Акадэмія Беларусі; Інстытут філасофіі. – Мінск: Бел навука, 2013. – С. 411-530.

Bortnik, I. Problem tolerancji w prawosławnej myśli teologicznej i społeczno-politycznej w Rzeczypospolitej drugiej połowy XVI i pierwszej połowy XVII wieku / I. Bortnik // Odrodzenie i reformacja w Polsce. – T. 51. – 2007. – S. 151-179.

Бортник, И.А. Проблема толерантности в религиозно-философской и социально-политической мысли Речи Посполитой второй половины XVI – первой половины XVII в. / И.А. Бортник // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 78-91.

Бортнік, І.А. Праблема талеранцыі ў праваслаўнай тэалагічнай і сацыяльна-палітычнай думцы Рэчы Паспалітай другой паловы XVI ст. / І.А. Бортнік // Иппокрена. – 2008. – № 1. – С. 84-90.

Бортник, И.А. Проблема толерантности в религиозно-философской и социально-политической мысли Речи Посполитой второй половины XVI – первой половины XVII вв. / И.А. Бортник // Na pograniczu. Studia z filozofii religii / red. W. Słomski, И. Михеева. – Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Mega-Plast dla Wyższej Szkoły Finansów i Zarządzania w Warszawie, 2011. – С. 105-166.

С прекрасной презентацией, сопровождавшей доклад, онлайн можно ознакомиться здесь.

Сообщение на одну из узко-специальных тем («Был ли веротерпим Иоанн Вишенский?») сделал и Михаил Владимирович Дмитриев. Резюме этого сообщения будет помещено на сайте ЛМИ через некоторое время.
Воркшоп, посвященный столь специальной проблематике, собрал около 20 человек (есть свои достоинства и в режиме online!), а дискуссия оказалась и оживленной, и продуктивной. Одним из главных «нервов» дискуссии был вопрос о соотношении прагматико-политических и конфессионально-идеологических мотивов в тех текстах православной культуры Речи Посполитой, которые выдвигали идеи веротерпимости. Кроме того, обсуждался следующий острый вопрос: идёт ли речь в этих случаях о заимствованиях из польской общественной мысли или же о продукте именно православного украинско-белорусского общественного сознания?
Разработка этой проблематики продолжится в ЛМИ и организуемых нами семинарах, воркшопах, коллоквиумах. Результаты этой работы отражаются и в наших публикациях (на сайте ЛМИ и на бумаге).
 
М.В. Дмитриев