«Финиковая пальма в Соловецком монастыре в XVI в.: о символике ароматов в древнерусской агиографии»: Татьяна Матасова в Символическом Средневековье
16 апреля состоялось первое в истории Символического Средневековья виртуальное заседание семинара. Публикуем репортаж Алексея Изосимова
16 апреля 2020 года состоялось первое виртуальное заседание семинара Символическое Средневековье. С докладом «Финиковая пальма в Соловецком монастыре в XVI в.: о символике ароматов в древнерусской агиографии» выступила Татьяна Матасова (МГУ).
Она рассказала о символике ароматов в древнерусской агиографии на примере нескольких текстов соловецкого патерика.
На данный момент ольфакторным контекстам отводится весьма скромное место в исследованиях русского средневековья. В агиографических текстах Соловки уподобляются раю, а потому наделяются специфическими ароматами и благоуханями. С одной стороны, речь идет о благоухании святости, но, с другой, в текстах возникают вполне конкретные источники райских ароматов. Так, Зосима Соловецкий является «аки финик цветущ», то есть благоухает подобно цветущей финиковой пальме. Этот ольфакторный топос отсылает к образу рая. Благоухание часто сопутствует видениям и чудесным явлением. Таким образом, запахи помогают авторам агиографических текстов выстраивать сакральное пространство.
Свидетельства об ароматах передавали незримое божественное присутствие. Та же тенденция наблюдается в миниатюрах, иллюстрирующих обсуждаемые тексты. Минатюристы зачастую изображают сакральные ароматы, исходящие посредством каждения или возжжения свечей, но не дерзают дать форму абстрактному аромату божественного присутствия. Яркой иллюстрацией соловецкой идентичности служит икона с изображением Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из Владимиро-Суздальского музея-заповедника конца XVII в. На ней вместо моря, кораблей и рыб вокруг Соловецкой обители изображен сад с цветами, ягодами и плодами.
Она рассказала о символике ароматов в древнерусской агиографии на примере нескольких текстов соловецкого патерика.
На данный момент ольфакторным контекстам отводится весьма скромное место в исследованиях русского средневековья. В агиографических текстах Соловки уподобляются раю, а потому наделяются специфическими ароматами и благоуханями. С одной стороны, речь идет о благоухании святости, но, с другой, в текстах возникают вполне конкретные источники райских ароматов. Так, Зосима Соловецкий является «аки финик цветущ», то есть благоухает подобно цветущей финиковой пальме. Этот ольфакторный топос отсылает к образу рая. Благоухание часто сопутствует видениям и чудесным явлением. Таким образом, запахи помогают авторам агиографических текстов выстраивать сакральное пространство.
Свидетельства об ароматах передавали незримое божественное присутствие. Та же тенденция наблюдается в миниатюрах, иллюстрирующих обсуждаемые тексты. Минатюристы зачастую изображают сакральные ароматы, исходящие посредством каждения или возжжения свечей, но не дерзают дать форму абстрактному аромату божественного присутствия. Яркой иллюстрацией соловецкой идентичности служит икона с изображением Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких из Владимиро-Суздальского музея-заповедника конца XVII в. На ней вместо моря, кораблей и рыб вокруг Соловецкой обители изображен сад с цветами, ягодами и плодами.
Алексей Изосимов
Дата
3 мая
2020
В статье упомянуты