Михаил Бойцов и Михаил Дмитриев выступили с докладами на конференции о становлении централизованных государств
Михаил Бойцов и Михаил Дмитриев прочитали доклады и приняли активное участие в дискуссиях на большой конференции, посвященной становлению централизованных государств в Европе XV - XVII вв.
В импозантном новом здании Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского с 8 по 11 октября 2019 г. проходила большая международная конференция "Вызов времени: становление централизованных государств на Востоке и Западе Европы в конце XV – XVII в." В ее организации, наряду с коллегами из КГУ, приняли самое активное участие, с одной стороны, правительство Калужской области, а с другой - Институт всеобщей истории РАН. Неофициальными, но очевидными академическими руководителями конференции выступали В.Д. Назаров и П.Ю. Уваров. Среди докладчиков были Жан-Филипп Жене (Университет Париж I Пантеон-Сорбонна), Иероним Граля (Варшавский университет), Серж Брюне (университет Монпелье III им. Мишеля Монтеня), Игорь Каколевский (Берлинский центр исторических исследований Польской Академии наук), Элоди Лекупр-Дежарден (университет Лилля), Мартин Бернтсон (Гётеборгский университет)...
В докладе «Гробница императора как опора династии» Михаил Бойцов старался привлечь внимание собравшихся к тому, насколько сильны были на рубеже XV и XVI вв. такие тенденции в самоощущении европейских правителей, которые совсем не подходили под предложенную организаторами дефиницию "Вызова времени". Возведение гробницы императора Фридриха III Габсбурга от ее замысла до завершения строительных работ в венском соборе св. Стефана затянулось практически на полвека. На каждом новом этапе работ династический характер представлений заказчиков (сначала самого Фридриха III, а позже его сына и наследника Максимилиана I) о характере собственной власти не только не ослабевал, но заметно усиливался. В конце концов их обоих (но прежде всего, конечно, Максимилиана I) стилизовали даже как правителей "островов антиподов"...
Михаил Дмитриев в докладе «Православная империя креста и полумесяца. Как объяснить интеграцию мусульман в Московском государстве XVI–XVII вв.?» почеркнул то обстоятельство, что в православной Московии мусульманское население не только не подвергалось дискриминации по религиозному признаку, но и, напротив - его элита, представленная прежде всего служилыми людьми, могла рассчитывать на самые широкие права и приивилегии, даже не переходя в христианство. Причина этого, согласно гипотезе Дмитриева, состоит в некоторых, до сих пор нами до конца не понятых, особенностях религиозно-церковного мышления првящих кругов России допетровского времени.