• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Легенды о святой Маргарите Венгерской и средневековая доминиканская агиография

4 июня 2019 года на очередном заседании Символического Средневековья выступил Габор Кланицай (CEU). Публикуем репортаж Алексея Изосимова

Святая Маргарита (1242-1270), дочь венгерского короля Белы IV, жила при доминиканском монастыре, а после смерти начала почитаться как святая. Она прославилась аскетичной жизнью и благими делами. В 1276 г. с подачи брата Маргариты, короля Иштвана V, и близких ко двору доминиканцев начался первый канонизационный процесс, однако официальная канонизация последовала только в 1943 г., несмотря на многочисленные попытки завершить канонизацию со стороны венгерских монархов и доминиканцев. Для доминиканцев было очень важно канонизировать Маргариту, потому как она могла стать первой святой женщиной, связанной с орденом, а венгерским королям хотелось иметь святую в своем семейном древе. В 1272-75 гг. духовником Маргариты, доминиканцем Марцеллом, было написано ее первое житие (Legenda vetus), в состав которого были включены чудеса, зафиксированные по итогам первого канонизационного процесса. Около 1340 г. в Авиньоне брат Гарин пишет два новых варианта жития Маргариты: Legenda maior и legenda minor — первый, более длинный вариант, предназначался для индивидуального чтения, а второй писался скорее всего для более широкой аудитории. Во второй половине XIV в. в свете новых представлений о женской религиозности значительно меняются представления о природе святости Маргариты. Появляется ряд визуальных и вербальных свидетельств о видениях и стигматах венгерский принцессы. Какое-то время ей приписывался итальянский перевод «Зерцала простых душ» Маргариты Поретанской, а ее образ начал пересекаться с представлениями о жизни Екатерины Сиенской.

Во время доклада профессор Кланицай обратил особое внимание на источниковедческие проблемы, возникающие при работе с многочисленными свидетельствами о жизни Маргариты Венгерской. К примеру, интересно поразмышлять над тем, чьими словами говорит Маргарита в тексте «Legenda vetus», отказываясь от династического брака — своими или доминиканца-духовника, записывающего ее речь? Подробное исследование текстов, связанных с Маргаритой, может рассказать многое о трансформации представлений о женской святости, а также о доминиканском ордене, чья история отразилась в редакциях житий и свидетельствах о чудесах венгерской принцессы. 


Алексей Изосимов