• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На какой стол садились древнерусские иерархи?

Семинар «Символическое средневековье» возобновил свою работу. Зимний сезон 2019 года открылся докладом Андрея Юрьевича Виноградова (НИУ ВШЭ) и свящ. Михаила Желтова (МДА)

22 января 2019 года состоялось очередное заседание семинара «Символическое Средневековье». В этом астрономическом году семинар открылся докладом Андрея Юрьевича Виноградова (НИУ ВШЭ) и свящ. Михаила Желтова (МДА) «На какой стол садились древнерусские иерархи?» 

В докладе была предпринята попытка проанализировать данные о процессе вступления на кафедру русских иерархов домонгольского времени. Иерархи домонгольской Руси проходили интронизацию согласно средневизантийской практике — не в своем кафедральном городе, а в том же городе, где состоялось их рукоположение: митрополиты Киевские — в Константинополе, а рядовые епископы — в Киеве. Из-за интеграции обряда интронизации в чин поставления архиерея Русские митрополиты прибывали в Киев уже давно «усаженными на трон» в далеком Константинополе, что позволяет понять, почему их интронизации никогда (!) не отмечаются в летописях. Более того, отсутствие у термина настолованиѥ церковно-политической актуальности привело позднее к его переносу на княжескую и царскую власть. Напротив, летописное выражение посаженъ на столѣ, въведоша... на столъ означает не интронизацию, а акт занятия епископом его резиденции, известный на латинском Западе, где играл важную роль как для пап, так и для остальных епископов, тогда как в Византии он в источниках не засвидетельствован. Наличие этого акта на Руси, особенно ярко засвидетельствованное в истории Митрофана Новгородского, вероятно, указывает на то, что епископская власть на Руси имела тенденцию к «феодализации», в чем-то приближаясь к западным моделям и удаляясь от «бюрокартического» византийского образца, где епископы не могли распоряжаться полновластно своей резиденцией, все финансовые и правовые элементы которой контролировал не зависимый от епископа иконом.
 
Также в докладе была предложена новая хронология Киевских митрополитов до середины XI века: Феофилакт был переведен на Русь с Севастийской митрополичьей кафедры где-то до 1015 г.; Феопемпт стал митрополитом не позднее 1039 г.; Иоанн Ι взошел на престол после 1039 г. и правил до 1051 г.; Иларион сделалсямитрополитом в 1051 г.(вероятно, после 24 июля) и перестал быть им в 1052 г. (до 4 ноября); Ефрем получил митрополичество в 1052 г. (до 4 ноября) и закончил егоне ранее 1055 г. — возможно, в 1058 г. Соответственно, Георгий, упоминаемый под 1072 г., мог стать митрополитом уже в 1058 г. или немногим позже.