Наталья Тарасова выступила на международной конференции в Кельне
11–12 декабря 2018 года в Кельнском университете состоялась международная конференция “Rethinking the Impact of the Liberal Arts — Music”. Публикуем репортаж о поездке.
Я приехала в Кельн накануне, 10 декабря, и успела прогуляться по городу. Прежде всего, я направилась в Кельнский собор (Kölner Dom) — в Москве готической архитектуры всегда очень не хватает, поэтому и желание оказаться внутри величественной, но парящей над городом церкви оказалось сильнее прочих. Солнца в тот день не было, и витражи молчали, но даже в полутемном пространстве обитал предрождественский дух. На ярмарках играли в керлинг, катались на каруселях, смеялись и звенели кружками с глювайном. Я отправилась в романскую церковь св. Марии Капитолийской (St. Maria im Kapitol). Почти полностью восстановленная, она все же сохранила в себе строгость и простор средневековой базилики: именно в ней кельнский архиепископ читал первую рождественскую проповедь.
Утром 11 декабря я уже торопилась на конференцию в Замок Ван (Schloss Wahn), очень живописное место в пригороде Кельна. Гости из разных стран собрались в овальном зале, расписанном пасторальной живописью; приветственное слово взял организатор конференции Ян Чарнецки (Yan Czarnecki). Он представил докладчиков и назвал университеты-партнеры конференции (НИУ ВШЭ, Варшавский университет, Белградский университет), а также определил круг вопросов для обсуждения. В первый день прозвучали доклады, посвященные пониманию музыки в Средние века. Г. Макдональд (Grantley McDonald) показал, как с помощью глосс, оставленных на страницах рукописей Лаврентия Корвина и Конрада Цельтиса, можно исследовать практическое применение музыки в обучении латинскому стихосложению. А коллега из Санкт-Петербурга, Александр Морозов, определил место и значение музыки в алхимических трактатах раннего Нового времени. Наконец, доклад Дж. Колмана (Jeremy Coleman) затронул вопросы, связанные с распространением и принятием музыкальной теории Боэция в Англии XII века, а также практическим использованием знаний из «Основ музыки».
Прослушав доклады о музыке, я отправилась в Музей Шнютген (Museum Schnütgen), посвященный средневековому искусству и удачно расположившийся в здании церкви св. Цецилии. В его основе — коллекция из 13 000 экспонатов, дарованных музею католическим священником Александром Шнютгеном. Среди них особый интерес представляют литургический гребень св. Гвиберта IX в., позднекаролингский евангелиарий 860–880 гг. и полихромные деревянные скульптуры XIII–XIV вв.
Второй день конференции начался с ридинг-семинара: всем участникам предложили познакомиться с избранными письмами Клода Дебюсси, в которых он делится своими впечатлениями о визитах в Россию и своим отношением к русской музыке, и обсудить их с профессором Петером Даяном (Peter Dayan). Сразу после этого прозвучали доклады студенток из Белградского и Кельнского университетов о музыке XX в., а также два доклада о средневековой музыкальной традиции, рассказанные мной и моей однокурсницей Натальей Сергеевой. Наталья рассказала о древнерусской музыкальной нотации — системе фиксации музыки с помощью специальных письменных знаков (знамен, или крюков). Мой доклад был посвящен музыке в «Божественной комедии» Данте, ее классификации, ключевым функциям и иерархичном устройстве, а также рецепции боэциевых «Основ музыки» в поэме. В этот же день с докладом о музыке в еврейской поэзии выступил один из организаторов конференции Йорг Шульте (Jörg Schulte).
Две концертные лекции и один концерт стали приятным завершением конференции: вначале мы обсудили, почему музыка неразрывно связана с нейробиологией, философией и исполнением, а затем прослушали несколько барочных композиций, исполненных Александром Моцеком (Aleksander Mocek) на клавесине, и игру на фортепьяно в четыре руки Антонио Валентино (Antonio Valentino) и Лауры Ваттано (Laura Vattano).