• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Раннесредневековые ландшафты и национальные мифы. Зачем нам нужна концептуальная генеалогия?»: выступление Николаса Шрёдера

6 декабря 2018 года Николас Шрёдер из Брюссельского свободного университета провёл семинар для магистров программы «Медиевистика». Публикуем репортаж о событии Елены Личмановой.

Основой семинара стало выступление приглашённого исследователя, в котором он размышлял над историографией XIX века, посвящённой изучению раннесредневековых ландшафтов. Докладчику удалось нарисовать развернутую картину того, как постепенно в XIX столетии складывались представления о географическом облике Европы в 500-800 годы. Эти представления основывались на гипотезах и предположениях, зачастую излагаемых с уверенностью фактов, подкрепляемых гипотетическими картами, выполнявшими функции «вещественных доказательств». Таким образом, например, сложилось устойчивое мнение о том, что горные местности территории современной Франции не были заселены вплоть до эпохи Зрелого Средневековья, и эта область долгое время представляла собой маленькие, точечные оазисы цивилизации, расположенные исключительно на равнинах и окружённые диким, непроходимым лесом. Миф оказался крайне устойчивым: мы можем встретить подобное описание средневековой Европы в современных учебниках по истории. Николас Шрёдер продемонстрировал, что идеи XIX столетия зачастую механически перенимались учеными XX века, ссылавшимися на своих предшественников как на авторитетную традицию. Ложные представления могли приобретать национальный и политический окрас и служить формированию далеко не безобидных предубеждений. 

   

Археологические и палео-геологические данные последних десятилетий показывают, что картина раннесредневековой Европы была намного разнообразнее, интереснее и сложнее.  

Однако современная наука в ряде аспектов продолжает опираться на идеи, сформированные XIX веком, и Николас Шрёдер настаивает на необходимости критического подхода к устоявшимся убеждениям, пересмотра их в связи с новым фактологическим материалом и отказа от тех, которые не выдержат этого испытания. 

  

Доклад Николаса Шрёдера продолжился дискуссией, в ходе которой обсуждались возможности применения подобного подхода для переосмысления истории не только географических, но и культурных ландшафтов.

 

Елена Личманова