• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж о средневековой секции VIII международного конгресса "Актуальные проблемы теории и истории искусства"

2-6 октября 2018 года прошел масштабный научный форум, организованный МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, Государственной Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем. Программа включала в себя широкий выбор тем: от восточнохристанского искусства до проблем экспозиции искусства XXI века. В конференции приняли участие сотрудники Лаборатории Олег Воскобойников и Андрей Виноградов. Публикуем репортаж о докладах секции «Европейское искусство Средних веков», прозвучавших 3 октября.

Репортаж о средневековой секции VIII международного конгресса "Актуальные проблемы теории и истории искусства"

Секцией руководила профессор Школы исторических наук Анна Пожидаева. Позже Анна Владимировна выступила с докладом о распространении и путях проникновения в Европу в VIII-XII вв. иконографической традиции Генезиса лорда Коттона. Открывал же заседание сотрудник Лаборатории Олег Воскобойников докладом «Чувство Рима» в XII веке: Николай Маньякуция об иконе Спасителя из Sancta Sanctorum».

Продолжили тему христианской живописи Ирина Пугачёва из МГУ и Ирина Голубева из Санкт-Петербургского государственного института живописи им. Репина рассказами об образе Богоматери в работах Якопо Мелиоре и атрибуции фрескового цикла в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи соответственно. Их коллеги Лада Ковальчук и Наталия Кузнецова, аспирантки МГУ, не стали «выходить» из храма и посвятили свои доклады проблемам организации алтарных пространств и расположения алтарных преград.

С большим удовольствием присутствующие выслушали сообщения итальянских коллег из римского университета «Ла Сапиенца». Их доклады были посвящены средневековой итальянской архитектуре: каталонское влияние на архитектуру Палермо в XIV веке осветил Энрико Пиццоли, а Джулия Поллини рассказала об эволюции архитектурных вкусов князей Отранто в XV столетии. Их сообщения сопровождались демонстрацией многочисленных и качественных фото- и картографических материалов, что делало доклады наглядными и информативными.

Особый интерес у присутствующих вызвал доклад Екатерины Рикоты из МГУ, касающийся непростой и малоизученной темы фрескового цикла крипты церкви св. Николая в Траване. Екатерина Владимировна познакомила публику с различными взглядами на интерпретацию цикла, продемонстрировала трехмерную компьютерную модель крипты и высококачественные фотографии элементов росписи. Выступление вызвало живое и продолжительное обсуждение.

Не остались без внимания аудитории доклады Анастасии Егоровой (МГУ им. М. В. Ломоносова) «Композиция «Семичастное колесо» и её связь со средневековой проповедью», Светланы Рожковой (Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова) «Иллюминированные Апокалипсисы и их заказчики в Англии XIII–XIV веков» и Снежаны Филиповы (Университет имени свв. Кирилла и Мефодия в Скопье, Македония) «Романское искусство в славяноязычных странах как часть истории искусства Средних веков».

Станислав Кабаев