• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анафема и ее роль в Средние века: доклад Сары Гамильтон

Профессор Сара Гамильтон выступила в семинаре «Символическое Средневековье» с докладом "Medieval Cursing and its Uses". Анастасия Мелихова написала репортаж об этом событии

18 апреля 2018 года в рамках семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Анафема и ее роль в Средние века» (“Medieval Cursing and its Uses”) выступила Сара Гамильтон — профессор университета Эксетера.


Доклад был посвящен двум сюжетам, связанным с отлучением от церкви в Средние века: становлению власти епископов в пост-каролингский период (в X-XI веках) и изменению в содержании и принципах составления литургических текстов в XI-XII веках на территории Англии и Северной Франции. 

Профессор Гамильтон отметила, что отдельные случаи применения проклятий встречаются еще в Ветхом Завете. Но именно отлучение от церкви, подразумевающее исключение из всего христианского общества, возникает в раннем Средневековье, не ранее VI века. Значимые изменения в процедуре отлучения от церкви, а также в формуле анафемы, существовавшей на протяжении нескольких столетий, происходят в IX веке. Именно тогда окончательно формируется процесс исключения грешника из христианского общества. Поскольку отлучение от церкви считалось слишком серьезным решением для того, чтобы его выносил только один епископ, право экскоммуникации предоставлялось синоду. Также докладчик подчеркнула переосмысление анафемы в IX веке. Так, в этот период появляется концепция анафемы как меча (gladius), духовного оружия церкви. В X-XI веках отлучение от церкви становится рутинным проявлением власти епископа.

Обращаясь к теме составления литургических текстов, докладчик обратила внимание на критерии, по которым данные тексты объединялись в одну книгу. До IX века критерием для объединения служил тип литургического текста. Однако на протяжении IX-XI веков принцип записи литургических текстов меняется. С IX века начинает полностью записываться ход литургии, а тексты объединяются по типу службы. В пост-каролингский период в литургические тексты включаются и формулы анафем. Это не говорит о том, что практики экскоммуникации не существовало в каролингский период: в то время она оставалась в рамках устной традиции. Таким образом, в IX веке в рамках литургии произошло соединение письменной и устной традиций, что свидетельствует о том, что между ними не было жесткой границы.

Чтобы ответить на вопрос «когда и зачем записывали формулы отлучения от церкви?», профессор Гамильтон проанализировала содержание тридцати одного манускрипта из Англии и Северной Франции, в которых содержатся так называемые ad hoc formulae — анафемы, написанные по конкретному поводу. По мнению Сары Гамильтон, несмотря на некоторые совпадения в использовании определенных образов и цитат из Священного Писания в представленных формулах, данные анафемы следует считать не версиями одного и того же текста, а импровизациями. Почти во всех манускриптах анафемы были дописаны в уже готовый текст. Докладчица подчеркнула, что разница в формулах экскоммуникации свидетельствует о влиянии на литургические тексты устной традиции.

Почему анафемы стали записываться в IX веке? Профессор Гамильтон объясняет этот феномен тем, что формулы отлучения от церкви воспринимались как очередной литургический текст и поэтому записывались вместе с другими подобными текстами. Кроме того, с IX века происходит усиление власти епископов, краеугольным камнем которой стал «меч» анафемы. Таким образом, отлучение от церкви в коллективной самоидентификации епископов стало неотъемлемой чертой успешного правления.


Анастасия Мелихова