• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Пространство страха и страсти: видение Средиземноморья в Средние века и сегодня

4 апреля 2018 года состоялось очередное заседание семинара «Символическое Средневековье». С докладом выступил профессор Николас Ясперт, специалист по истории Средиземноморья, крестовых походов и рыцарских орденов. Алексей Изосимов и Виктория Кобзева написали репортаж об этом семинаре

4 апреля 2018 года в рамках семинара «Символическое Средневековье» с докладом «Пространство страха и страсти: видение Средиземноморья в Средние века и сегодня» (Spaces of Fear and Desire: Medieval and Modern Readings of the Mediterranean) выступил профессор Университета имени Рупрехта и Карла (Гейдельберг) Николас Ясперт. После выступления состоялось традиционное обсуждение, в ходе которого присутствующие поделились своими наблюдениями и задали вопросы. Также были намечены некоторые перспективы дальнейших исследований — применение опыта изучения Западного Средиземноморья для исследования схожих процессов в Восточном Средиземноморье и Черном море.

Доклад Николаса Ясперта можно условно поделить на два блока: восприятие Средиземноморья в наши дни и в Средние века. Начав с современной ситуации, докладчик обозначил три основные интерпретации, которые применимы к средиземноморскому региону: Средиземноморье как область конфликта, Средиземноморье как морская стихия, и, что весьма существенно, Средиземноморье как пространство коммуникации и «мифомоторики» (термин Яна Ассмана, использованный в работе «Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности»). Николас Ясперт, подходя к пространству как социально-сконструированному феномену, приходит к выводу, что Средиземноморье — это «полимиф» и место памяти, наполненное бескрайним числом смыслов и интерпретаций, наделяющее множество социальных групп их идентичностями. Докладчик тезисно рассмотрел взаимовлияние политических стремлений и изменение картины Средиземноморья в Новое время и современности, обращаясь к эпохе французского колониализма, роли Бисмарка и его системе союзов и, конечно, современным миграционным волнам с Востока. Основная идеологическая предпосылка в современных дискуссиях в этом регионе: Средиземное море как пространство межкультурной коммуникации. 
Вторая часть выступления была посвящена образу Средиземноморья в Средние века, к которым равным образом применимы три обозначенных поля для интерпретаций. Помимо таких масштабных и длительных процессов, как Реконкиста и Крестовые походы, важнейшую роль в истории Средиземноморья играло пиратство, оказывавшее значительное влияние на технологии судостроения, работорговлю, религиозные практики и экономическую активность в регионе. Наиболее интересным кажутся постоянные социальные диффузии и трансформации, усложняющие привычную картину средневековой Европы. Группы людей специализировались на вывозе детей из Испании в Алжир и наоборот. Смена веры не была чем-то из ряда вон выходящим, известен целый ряд случаев сознательного перехода из католичества в ислам. Отдельный интерес представляют переводчики. Кем были люди, обеспечивающие коммуникацию арабов, берберов, евреев, каталонцев, французов и итальянцев? Культурные посредники («cultural brockers») были необходимы во множестве средиземноморских судов. Дипломаты, пилигримы, ученые, художники и купцы становились религиозными экспертами и советниками разного рода.  В привычной историографии, как правило, лишь Сицилия предстает местом синтеза культур и диалога цивилизаций, как кажется теперь, каждый средиземноморский порт становился зоной сложных и захватывающих контактов. Интересно сравнить население внутренних и прибрежных районов, оказывается, что прибрежные зоны совершенно разных регионов имеют гораздо больше общих черт, чем граничащие с ними внутренние области. Восприятие пространства «людьми гор» и «людьми берега» тоже очень разнится. Морские культы и Средиземное море как сакральное пространство еще во многом не исследованы. Что общего между средневековыми изображениями святого Николая, помогающего морякам, и гирляндами из кораблей в Нотр-Дам-де-ла-Гард? Профессор Ясперт отметил, что морское насилие далеко не всегда сводилось к противостоянию религиозных групп, конфликты между которыми столь привычны для средневековой истории, речь идет зачастую о личных политических притязаниях и амбициях. Таким образом, в Средние века и в наше время Средиземноморье становится местом удивительных взаимовлияний и конфликтов, диалогов и диффузий.  


Алексей Изосимов
Виктория Кобзева