• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Хроника VIII международной научной конференции Colloquia Russica «Религии и верования Руси (IX– XVI вв.)»

В ноябре 2017 года во Львове состоялась международная конференция, посвященная религиям и верованиям Руси с IX по XVI век. Публикуем репортаж Марии Лавренченко

 

15–18 ноября 2017 года во Львове состоялась восьмая конференция «Colloquia Russica», сочетающая образовательные цели с сугубо научной дискуссией интернационального характера и организованная ее основателем и бессменным руководителем Виталием Нагирным при поддержке Украинского католического университета, Львовского национального университета имени Ивана Франко и Института истории Ягеллонского университета в Кракове. На этот раз главной темой конференции стало изучение религий и верований Руси с IX по XVI век.

«Colloquia Russica» проходила в двух университетах, Музее истории религии и во Львовской научной библиотеке имени В. Стефаника, поразившей участников красотой интерьеров и богатым собранием; в рамках мероприятия прошли открытые лекции, круглый стол и выступления участников, были представлены стендовые доклады и презентации новейших научных изданий посвященных истории среденевековой Руси. Выбор общей темы сказался на широте охвата материала — более многообразного и разнородного, нежели на прошлых «Коллоквиях», были рассмотрены вопросы конфессионального взаимодействия, бытования религиозных практик, представлены новые археологические находки, текстологические исследования. В конференции приняли участие ученые Белоруссии, Болгарии, Германии, Литвы, Польши, России, Сербии, Словении, Украины и Чехии.

На конференции были  прочитаны открытые лекции: Володимер Александрович (ІУ НАНУ, Львов) рассказал о развитии византийских канонов живописи в Древней Руси, подробно остановившись на иконографии XIV – XV веков; Игорь Данилевский (НИУ ВШЭ, Москва) раскрыл основные аспекты изучения истории полемики и контактов древнерусского общества с латинянами.

На первой секции, посвященной дохристианским верованиям Руси, прочитали свои доклады Конрад Левек (UJ, Краков), рассмотревший соответствие основных гипотез языческого прошлого совокупности имеющихся археологических данных, Елена Тянина (МГУ, Москва), которая представила обзор новгородских археологических находок, связываемых исследователями с культом Перуна и обратилась к вопросам о формах и рамках почитания этого божества, а также Павел Важека (ZCU, Пльзень), сравнивший данные о ритуальных жертвоприношениях в западнославянской и восточнославянской среде вплоть до начала Нового времени, опираясь на этнографические и археологические данные.

На второй секции были раскрыты религиозные аспекты скандинаво-славянского взаимодействия. Владислав Киорсак (ЛНУ, Львов) показал возможные пути развития почитания Одина и Перуна в дружинной среде, Александр Роменский (ШМХМР, Харьков) обратился к гипотезе крещения некоторых приближенных князя Олега. Доклад Марии Самоновой (ГДУ Гомель) был посвящен скандинавам — христианам, упоминающимся в начальном русском летописании, выступление Остапа Кардаша (ЦМС ПНУ, Ивано-Франковск) — проблеме распространения церковной юрисдикции Магдебургского архиепископства на земли Рюриковичей по материалам латиноязычных хроник и анналов XI века. Симон Манменвалл (UL, Любляна) рассмотрел историю почитания святых Бориса и Глеба в контексте становления общегосударственной идей.

Текстологическая (третья) секция началась с выступления Вадима Аристова (ІІ НАНУ/КМА, Киев), обратившегося к рассказу «Повести временных лет» о происхождении славянских племен радимичей и вятичей от Радима и Вятко. Идея этого рассказа, не находящего какого-либо другого подтверждения (в том числе археологического) объясняется созвучием этнонима «радимичи» и имени первого архиепископа Гнезно Радима; имя его брата Войтеха оказалось близким этнониму «вятичи». Так два известных брата оказались «прародителями» славянских племен. Доклад Татьяны Вилкул (ІІУ НАНУ, Киев) был посвящен реминисценциям Толкового Апокалипсиса в «Повести временных лет». Доклад Йитки Комендовой (UP, Оломоуц) был посвящен обзору языков и алфавитов, используемых в миссионерской деятельности русской церкви в период Средневековья, в том числе в житиях Стефана Пермского и Трифона Печенгского. Выступление Степана Темушева (БГУ, Минск) было посвящено вопросу материального обеспечения церкви в домонгольской Руси, полностью ложившегося на княжескую казну. В этом докладчик видит разительное отличие положения русской церкви от христианской церкви в Западной Европе, что может быть связано или же со следованием дохристианским практикам княжеского обеспечения языческих святилищ или же - библейской заповеди о десятой «боговой» части всякого имения, вероятно также влияние схожих практик в армянской церкви.

Четвертая секция началась с рассказа Йиржи Динды (KU/SÚ AVČR, Прага) о магических обрядах, описания которых встречаются в средневековых латиноязычных и славянских текстах. Олег Файда (ЛНУ, Львов) посвятил свой доклад антизападной риторике в литературе XIX века о крещении Руси, Мария Файда(ІУАД НАНУ, Киев) рассказала о теме принятия христианства Русью в трудах украинских историков-эмигрантов межвоенного периода. В докладе Михала Бечека (UJ, Краков) рассматривались религиозные аспекты военных действий русских князей в Киевской летописи, в том числе были проанализированы молитвы, чудесные явления, упоминания о присутствии священников в войске. В докладе Албены Стаменовой (СУ, София) был представлен обзор современной болгарской историографии, посвященной религиозным связям Руси с балканскими странами. Юрий Ясиновский (УКУ, Львов) рассказал о древнерусских литургических памятниках, остановившись на вопросах времени и территории их создания.

Пятая секция, посвященная ритуальным практикам, началась с доклада Ивана Палачанина (БГУ, Минск) о вопросах христианизации финно-угорской периферии древнерусских земель. Игорь Возный (ЧНУ, Черновцы) рассмотрел археологические свидетельства языческих элементов в духовной культуре Северной Буковины XII – XIII веков, в том числе вопросы функционирования святилищ. Ирина Луцик (ИУ НАНУ, Львов) рассказала о христианских некрополях Владимира-Волынского, в том числе останках, найденных в урочище Старая Катедра, усыпальнице Михайловского монастырского комплекса, урочище Онуфриевщина и других. Доклад Ярослава Книша (ІУ НАНУ, Львов) был посвящен некрополям Романовичей Успенском соборе Владимира-Волынского, где, как предполагается, упокоились останки Мстислава Изяславича, Всеволода Мстиславича, Василько Романовича, его жены и сына Владимира. По предположению докладчика, захоронения Даниила Романовича, его сыновей Романа и Шварна находятся в несохранившемся на данный момент храме Успения Богородицы, а не в соборе Рождества Богородицы в Холме, как это часто предполагают. Андрей Гусак (УЗПР, Львов) в своем выступлении обратился к кириллическим надписям храма св. Пантелеймона в Галиче, которые, по его мнению, нуждаются в дальнейшем изучении. Василий Матевеев (ГЭ, Санкт-Петебург) рассмотрел галицкие плитки как архитектурные свидетельства деятельности католических монашеских орденов на Руси. Уникальные рельефные плитки с изображениями грифонов, павлинов и других мифических существ были найдены Ярославом Пастернаком на Золотом Току в Галиче. Они не имеют аналогов в древнерусской архитектурной керамике, но схожи с западноевропейскими плитками, производившимися во Франции, Германии и Англиии в XII – XIII веках и использовавшимися для выстилания полов в преимущественно цистерианских монастырях. Распространение упомянутых плиток автор связывает с деятельностью краковского епископа Иво Одровонжа (1218-1229), который пригласил цистерианскую артель для монастырского строительства.

Шестая секция началась с доклада Небойши Карталии (УНС, Новый Сад) об особенностях сербско-русских культурных и духовных отношений на горе Афон с XII по XIV век. Мирослав Волощук (ЦМС ПНУ, Ивано-Франковск)  рассказал о четырех католических священниках XIII–XIV веков, со всей очевидностью имеющих русское происхождение. Доклад Алексея Мартынюка (БГУ, Минск) был посвящен образу мученика в Древней Руси, в котором он сравнил прославление князя Михаила Всеволодовича Черниговского с другими «неявленными мучениками». Дюра Гарди (УНС, Новый Сад) обратился к двум документам венгерского и чешского происхождения, направленным в папскую курию (письму Белы IV папе Иннокентию IV и отчету оломоуцкого епископа Бруно папе Григорию X), где делается акцент на конфессиональной принадлежности двух русских князей — Ростислава Михайловича и Льва Даниловича. Илья Паршин (ЛНУ, Львов) предложил возможные интерпретации имени капеллана Анны Габсбург Iohannes de Ladimiria при силезском дворе, в котором докладчик видит Ивана (Иоанна) с Волыни.

Далее участники конференции ознакомились с постерными докладами, среди которых: «Языческие древности Людина конца средневекового Новгорода (по материалам Троицкого раскопа)», рассказывающий о хронологии  и топографии различных категорий языческих находок, представленный Еленой Тяниной (МГУ, Москва). Постер «Что „рассказывает” земля о языческом культе на Руси» Конрада Левека (UJ, Краков) был посвящен раннесредневековым находкам сакрального предназначения. Анета Голембьвская-Тобиаш (ZČU, Пльзень) представила сравнительное исследование «Волк и медведь в раннерусcкой и турецкой обрядности в свете археологических находок». В стендовом докладе Игоря Иваськива (ВО, Бучач) «Новые находки сакральной металлопластики древнерусского периода с территории современной Бучачщины» были представлены кресты-энколпионы, иконки-подвески, книжные застежки. В постере Игоря Коваля (ПНУ, Ивано-Франковск) «Галицкие меднолитые кресты ХІІ века с перегородчатой эмалью» нашла продолжение идея о возможном существовании центра производства крестов, выполненных в технике перегородчатой эмали, в древнем Галиче, причем его расцвет приходится на XII век. В постере Радослава Ливоха(MA, Краков) «Религиозная старорусская символика c Западной Украины» были представлены археологические находки с выраженной религиозной символикой: кресты-энколпионы, иконы, подвески: лунницы, топорики, которые автор связывает с культом cв. Олава и другие, в том числе змеевики. Юрий Лукомский (ІУ НАНУ, Львов) и Василий Петрик (НУ „ЛП”, Львов) представили стендовый доклад: «Архитектура кафедральных церквей в Галиче и Холме», в котором рассказывается об этапах возведения, архитектурных особенностях и истории изучения Успенского собора в Галиче и Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Холме (Хелме).

Седьмую секцию открыл доклад Свена Яроса (LU, Лейпциг) о политических событиях после 1323 года, когда прервалась династия Романовичей и галицко-волынские земли стали объектом территориальных споров, а также о роли церковных структур в этих процессах. Мариус Щавинскас(KU, Клайпеда) рассказал о переменчивом образе иноверца — «варварского» и «христианского». Доклад Норберта Мики(CSH, Варшава) традиционно был посвящен практикам крестоцелования, автор отметил возрастание его роли во время угрозы монгольских нашествий.

Восьмая секция началась с доклада Павла Смржа (TU, Либерец) о летописной заметке, объясняющей захват новгородской крепости Орешек шведами «спором о вере», к которой докладчик дал пространный аналитический комментарий. Марчин Граля (UPJPII, Краков) в своем выступлении обратился к обстоятельствам поставления митрополита Пимена в Константинополе, затем отвергнутого московским князем Дмитрием Ивановичем и замененного Киприаном. В рассказе Марии Лавренченко (МА / ИС РАН, Москва) было рассмотрено использование терминов родства «отец», «брат», «сын» в качестве обращений в церковно-монастырской среде средневековой Руси, близких расхожим обращениям среди Рюриковичей, но имеющим свои специфические особенности употребления. Юрий Афанасенко (БГУ, Минск) в своем докладе обратился к вопросам распространения исихазма в восточноевропейском регионе в XIV–XV веках.

Девятая секция началась с выступления Андрея Стасюка (НЗ„ДГ”, Галич/ЦМС ПНУ, Ивано-Франковск) о роли Львова как центрального пункта францисканских миссий на Руси в эпоху позднего Средневековья. Начиная с 70х годов XIV века здесь находился львовский францисканский конвент Святого Креста, с конца XIV века это постоянное место пребывания галицкого архиепископа латинского обряда. Роман Ивашко (ЛНУ, Львов) обратился к изучению сложного политического взаимодействия католических духовных центров после Базельского собора 1431 года во Львове. В докладе Татьяны Гошко (УКУ, Львов) были рассмотрены библейские мотивы в предписаниях городского права XIII–XVI веков, где в том числе регламентировались время для принесения клятвы, отношение к людям с физическими недостатками, к семье и семейным ценностям, богатству, бедности, объяснялась символика чисел. Юрий Зазуляк (ІУ НАНУ / УКУ, Львов) рассказал о религиозных аспектах судебной присяги в Галицкой Руси XV–XVI веков по актам разграничения усадеб.

Десятую секцию начала Полина Скурко (БДУ/ЦНБ НАНБ, Минск), рассмотрев в своем докладе читательские записи в печатных кириллических книгах XVI века: например, в этот период появляются записи на народном языке: «зры» (‘зри', ‘nota bene’) и другие. Maрцин A. Kлеменский (UJ, Краков) рассказал различных аспектах бытования культов древнерусских святых, в том числе о тех из них, которые сформировались в Новое время. Выступление Лукаша Рибара (UK, Братислава) было посвящено характеристике религиозной ситуации на Руси времен Бориса Годунова по описанию персидского посланника Орудж-бек Баята.

Конференция завершилась презентацией новых изданий, вышедших в 2017 году, и сообщениями о новых проектах, работа над которыми только начинается.

Мария Лавренченко