• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Русь», «русские», «русское» в христианской культуре восточных славян в XI-XVI в.

16 мая 2017 г. в ГИИМе в рамках проекта  «От nationes Средних веков к нациям Нового времени», осуществляемого Германским историческим институтом (А.В. Доронин) и Лабораторией медиевистических исследований (М. В. Дмитриев), состоялся круглый стол ««Русь», «русские», «русское» в христианской культуре восточных славян в XI-XVI в.»

Круглый стол был посвящен «протонациональным» представлениям в культуре Древней Руси (XI-XVI в.). В центре внимания, как и в предшествующих семинарах, воркшопах и коллоквиумах - спорные и неизученные проблемы нациогенеза  в истории России и Европы.

В данном случае в центр внимания были поставлены следующие вопросы:

 

- что понималось под «русским» и «русскими» в текстах восточнославянского средневековья?

 

- как объяснить неразвитость этнических дискурсов «русского» в культуре восточных славян в Средние века?

 

- как мотивы «русской» идентичности взаимодействовали с дискурсами конфессиональной принадлежности в  Средние века?

 

- как особенности средневековых представлений о «русском» повлияли на дискурсы «протонациональной» идентичности  в  XVI – XVII вв. и позднее?

 

 

Круглый стол открылся докладом Д.А. Добровольского (резюме доклада помещено ниже).

В дискуссии выступили, в частности: А.Ю. Виноградов, С.В. Городилин, М.В. Дмитриев, К.Ю. Ерусалимский, П.В. Лукин и П.С. Стефанович.

 


 Д. А.  Добровольский. «Этноним, политоним или конфессионим? 

Динамика значений слова роусьскиив древнерусских письменных источниках XI–XIV вв.»

Резюме доклада:

Вопрос о значении слова «русский» в средневековых источниках принадлежит к числу центральных для отечественной гуманитарной науки — причины этого очевидны. В последние десятилетия к старому спору о динамике «широкого» и «узкого» значений слова Русь добавилась полемика о том, как в понятии «русский» соотносились этническое и политическое. Кроме того, высказываются гипотезы о преимущественно конфессиональном содержании данного понятия (И.Н. Данилевский). Современные исследовательские технологии (и, в частности, технологии корпусной лингвистики) позволяют ученым проследить эволюцию семантики обсуждаемых слов (а значит и развитие соответствующих понятий) с качественно новым уровнем детализации и полноты охватываемого материала. Предметом доклада станет «инвентаризация» доступных материалов и верификация высказанных гипотез о значениях слова роусьскии в древнерусском языке. Увеличение числа обсуждаемых примеров и расширение круга привлекаемых источников позволят по-новому взглянуть на вопрос о том, какая компонента — этническая, политическая или религиозная — доминировала в понятии о «русском» в XI–XIV вв.

Об авторе : Добровольский Дмитрий Анатольевич, канд. ист. наук, доцент Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Работы автора по теме самосознания Древней Руси и древнерусского восприятия «Другого»:

·      Добровольский Д.А. «...И до Рима проиде»: отношение к Западной Европе в летописании XI — начала XII в. // Проблемы исторической географии и демографии России. М.: Институт российской истории РАН, 2013. Вып. 2. С. 126–137.

·      Добровольский Д.А. Восприятие половцев в летописании XI–XIII вв. // Диалог со временем. 2012. № 39. С. 286–294.

·      Добровольский Д.А. Якоже и прародители наши погынуша: к вопросу об этническом самосознании древнерусских летописцев XI — начала XII в. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2010. № 7. С. 83–95.

·      Добровольский Д.А. Начальная летопись как источник по истории коллективного самосознания Древней Руси // Диалог со временем. 2009. № 27. С. 43–61.

См. также профиль автора на Academia.edu: http://hse-ru.academia.edu/DmitriyDobrowolski