• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира: варианты и трансформации»: доклад А.В. Пожидаевой в "Символическом Средневековье"

25 января в Лаборатории медиевистических исследований возобновились заседания семинара «Символическое Средневековье». С докладом на тему «Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира: варианты и трансформации» выступила А.В. Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент Школы исторических наук. Публикуем репортаж о событии.

«Персонификации света в западноевропейской иконографии Сотворения мира: варианты и трансформации»: доклад А.В. Пожидаевой в "Символическом Средневековье"

Сюжет из Первой книги Бытия, выбранный А.В. Пожидаевой в качестве исследовательского предмета, был хорошо известен Средневековью и часто видоизменялся в процессе трансформации иконографической схемы. Докладчица предложила проследить за этими изменениями и попытаться расплести хотя бы несколько рядов «цельнотканого гобелена истории», сплетенного из различных традиций, образцов и иконографических школ Средневековья.

В начале выступления была поставлена важная проблема образца и копии в западноевропейском искусстве. Значимость этого вопроса объясняется тем, что в условиях отсутствия канона нам часто не хватает свидетельств, подтверждающих связь между конечным результатом и прототипом. Кроме того, появление в раннехристианское время изображений, объединяющих в себе несколько иконографических схем, требует более детального изучения не только их стилистических и композиционных особенностей, но и предполагаемых способов восприятия и сочетания этих образцов.

Опираясь на метод иконографической генеалогии, автор подобрала целый ряд средневековых произведений искусства, посвященных изображению Света и Тьмы, и проследила за тем, как изменялись их образы – от фигур и жестов, до цвета одежд и половой принадлежности. Так, были рассмотрены книжные миниатюры из каролингских и «атлантовских» библий; греческие образы, представленные в «Книге Бытия Лорда Коттона»; изображения средневизантийских октатевхов; мозаики из Сан Паоло Фуори ле Мура середины V в. и их поновленный вариант XIII в., а также мозаика первой четверти XIII в. из базилики Сан-Марко. Эти примеры продемонстрировали, что уже в V в. начала формироваться новая иконографическая схема, отличающаяся от привычного для эллинизма беспредметного изображения и представляющая Свет и Тьму в образе двух мужских или ангельских фигур (часто – синего и красного цвета соответственно), окруженных сиянием славы и стоящих по левую руку от Творца, которого, как правило, изображали молодым мужчиной с крестчатым нимбом.

Между тем наибольший интерес исследовательницы вызвали недавно открытые лангобардские фрески из пещерной церкви в Parco delle Murge di Matera (нач. IX в., Базиликата, Италия), а именно, цикл Творения на южной стене Grotta dei Cento Santi. Если присмотреться к этим изображениям, можно убедиться, что фигура Творца повторяет изображение из «Генезиса Лорда Коттона», однако персонификация Света, поднявшая руки с жестом ликования (esultanza) подобно молящимся ангелам с более ранних образцов, все же отличается от них: изображенная фигура – женская.

Для того, чтобы распутать этот иконографический узел, А.В. Пожидаева обратилась к другому мотиву – изображению Земли в свитках Exultet, которые используют во время пасхального богослужения – самые ранние из них относят к концу VII – началу VIII вв. (Боббио, Отранто). Они примечательны тем, что, несмотря на слабый памятниковый поток, довольно неотступно повторяют схему, представляющую Terra в виде оранты с раскрытыми ладонями. Кроме того, подобная поза известна нам из календарных циклов, изображающих персонификации Апреля и Мая.

Таким образом, в одном сюжете из ветхозаветного текста удалось выделить как минимум три иконографические схемы, восходящие к «Книге Бытия Лорда Коттона», свиткам Exultet и календарным циклам. И хотя механизм передачи этих схем непрозрачен, анализ, предложенный докладчицей, проливает свет на понимание некоторых сюжетов христианского искусства и дает новое осмысление творческого процесса средневекового мастера.

Наталья Тарасова