«Владимир Святой: консерватизм реформатора»
7 апреля на очередном заседании семинара Europa sanctorum выступил Владимир Петрухин. Публикуем репортаж Андрея Кравченко
7 апреля 2016 г. на третьем семинаре из цикла Europa sanctorum с докладом «Владимир Святой: консерватизм реформатора» выступил д.и.н. В.Я. Петрухин.
Своё выступление Владимир Яковлевич посвятил анализу противоречий в летописном и житийном нарративе о князе Владимире. В первую очередь это касается сюжета о крещении Руси. Так, в Повести Временных Лет, в статье за 996 год сказано «живяше Володимеръ по устроенью отьню и дѣдню». Однако и отец и дед князя были язычниками, не должно ли было «устроение» таким образом означать идолопоклонства Крестителя? В житии переход Владимира от язычества к «жизни святой» обозначен достаточно чётко, однако летопись на этот счёт не так однозначна: князь отказывается от византийского законодательства, в котором убийцы наказывались смертной казнью, в пользу виры – денежного штрафа. И хотя летописцы объясняли эту замену нежеланием Владимира брать на себя грех смертоубийства, сама по себе отмена церковных византийских норм выглядит противоречиво.
Своё выступление Владимир Яковлевич посвятил анализу противоречий в летописном и житийном нарративе о князе Владимире. В первую очередь это касается сюжета о крещении Руси. Так, в Повести Временных Лет, в статье за 996 год сказано «живяше Володимеръ по устроенью отьню и дѣдню». Однако и отец и дед князя были язычниками, не должно ли было «устроение» таким образом означать идолопоклонства Крестителя? В житии переход Владимира от язычества к «жизни святой» обозначен достаточно чётко, однако летопись на этот счёт не так однозначна: князь отказывается от византийского законодательства, в котором убийцы наказывались смертной казнью, в пользу виры – денежного штрафа. И хотя летописцы объясняли эту замену нежеланием Владимира брать на себя грех смертоубийства, сама по себе отмена церковных византийских норм выглядит противоречиво.
В.Я. Петрухин связывает это с социальным устройством древнерусского общества, в котором княжеская дружина играла центральную роль. Её обеспечение входило в первоочерёдные обязанности князя и, судя по всему, ассоциировалось с «устроением»; то есть поддержание традиции обогащения дружины воспринималось как форма княжеского благочестия. С этим докладчик связывает введение не только виры, но и церковной десятины – еще одного налога, который был неизвестен в Византии. Её возникновение объясняют либо влиянием хазарской иудейской традиции, в частности – книги Второзакония, либо же гипотезой о существовании на Руси более ранней храмовой языческой десятины. Судя по всему, именно эта преемственность обеспечивала легитимность притязаний древнерусских князей на Киевский престол. Языческое наследие предков виделось не противоречием, а скорее дополнением к праву на княжение, причём это хорошо понималось и принималось и христианскими книжниками (сюжеты, указывающие на связь с язычеством не правились летописцами вплоть до Никоновской летописи XVI в.). Последующие князья использовали это наследие, чтобы обеспечить себе право на престол. Так, В.Я. Петрухин указывает на текст «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона, в котором Владимир назван не только «блаженным», что говорило о его святом статусе, но и «каганом», причем летописец упоминает также о завоеваниях Святослава и Игоря, подразумевая, что Ярослав является преемником и продолжателем дела своих славных предков. Этим же объясняется упоминание в житии Владимира походов его отца и деда на Тмутаракань, а также присутствие многих языческих мотивов в сюжете о погребении князя.
Андрей Кравченко
Дата
7 апреля
2016
В статье упомянуты