«Владимир Святой: консерватизм реформатора»
7 апреля на очередном заседании семинара Europa sanctorum выступил Владимир Петрухин. Публикуем репортаж Андрея Кравченко
Своё выступление Владимир Яковлевич посвятил анализу противоречий в летописном и житийном нарративе о князе Владимире. В первую очередь это касается сюжета о крещении Руси. Так, в Повести Временных Лет, в статье за 996 год сказано «живяше Володимеръ по устроенью отьню и дѣдню». Однако и отец и дед князя были язычниками, не должно ли было «устроение» таким образом означать идолопоклонства Крестителя? В житии переход Владимира от язычества к «жизни святой» обозначен достаточно чётко, однако летопись на этот счёт не так однозначна: князь отказывается от византийского законодательства, в котором убийцы наказывались смертной казнью, в пользу виры – денежного штрафа. И хотя летописцы объясняли эту замену нежеланием Владимира брать на себя грех смертоубийства, сама по себе отмена церковных византийских норм выглядит противоречиво.