Как изучать и как преподавать сравнительную историю религиозных и культурных традиций православного Востока и латинского Запада Европы?
Полина Василенко подготовила транскрипцию дискуссии, прошедшей 26 июня 2015 года в Лаборатории медиевистических исследований.
Наш круглый стол был задуман как an open end meeting, и теперь мы переходим к следующей стадии обсуждения поставленных вопросов: приглашаем заинтересованных присылать их комментарии, соображения, проекты. Цель – публикация на нашем сайте мнений, предложений и отсылок к полезному опыту всех тех, что хочет помочь сохранению и распространению в наших университетах и школах конструктивных, творческих и интересных курсов, семинаров, классов, которые имели бы дело со сравнительной историей христианства, ислама, иудаизма и других религий нашего вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего мира.
Два главных «прикладных» вопроса остаются теми же, что и были объявлены в agenda проведенного круглого стола:
Как продвинуться вперед в сравнительном изучении и преподавании истории христианских культур Запада и Востока Европы?
Как конвертировать плоды «академической науки» в практику университетских курсов?
Присылайте Ваши предложения, наблюдения, идеи, сведения о позитивном и негативном опыте для публикации на сайте ЛМИ. Писать следует Михаилу Владимировичу Дмитриеву по адресу dmitrievm300@gmail.com .
Транскрипт
выступлений и дискуссии
(подготовлен Полиной Василенко)
Выступления :
Воскобойников О.С. (ВШЭ – МГУ): Из опыта преподавания истории средневекового христианства.
Дмитриев М.В. (ЦУБ МГУ – ЛМИ ВШЭ) Православный «Восток» и латинский «Запад» Европы: два христианства – две культуры? Из опыта осуществления ряда научных и образовательных проектов….
Гершович Ури (Исследовательский центр Еврейского музея, Москва): Метод мультиидеологического образования: опыт и перспективы.
Фадеев И.А. (МГУ): Средневековый иудаизм и христианство: поле диалога и конфликта (из опыта преподавания спецкурсов по иудаике на философском факультете МГУ)
Давыдов И.П. (МГУ): Из опыта преподавания истории христианских расколов студентам МГУ.
Яцык С.А. (ЛМИ ВШЭ): История христианства, история церквей, история Церкви в университете: взгляд недавнего студента…
Крылов А.О. (ПСТГУ): Католические и византийско-православные традиции в России рубежа XVII и XVIII в. (опыт работы над диссертацией о св. Димитрии Ростовском)
М.В. Дмитриев : Я вопрос упрощу, если можно. Буквально вчера-позавчера у нас в МГУ закончилась сессия. Хотя обычно мы с моим коллегой П.Е. Лукиным в один день принимаем экзамен у 9-10 человек каждый, в этот раз количество отпущенных на наш экзамен дней сократили вдвое, и нужно было принимать экзамен, соответственно, у 18-20 человек в сутки… Толковый экзамен при таком темпе невозможен, но не только в этом дело. Я в очередной раз убедился, что порочность сложившейся системы экзаменов состоит в том, что к очередной сессии можно забыть все, что вы учили к предшествующим... Разумеется, этому есть оправдания (в самих курсах есть огромное количество не только ненужной, но даже «вредной» информации, которая отвлекает от релевантного и существенного….), но не кажется ли Вам, что программа каждого очередного экзамена должна быть кумулятивной – в том смысле, что вы как студент должны к очередному экзамену припомнить и уметь сказать о таких-то и таких-то базисных вещах, освоенных в прежних курсах, так как новый курс лишь надстраивает ещё один этаж в получаемой системе профессиональных знаний? Конечно, требования будут расти как снежный ком к каждому следующему экзамену, но если из такого кумулятивного принципа не исходить, теряется очень многое…Кажется иногда, что смысл экзаменов вообще пропадает… Если исходить из того, что студенту на третьем курсе можно забыть, что он училна двух первых курсах и отвечать на экзамене Ивану Андреевичу только то, что тот преподал в течении 2-3 месяцев в курсе по иудаизму, - получается нонсенс… Тем более, что следующему экзамену всё предшествующее можно снова отбросить…
Вопрос из аудитории : В таком случае, есть ли представители других конфессий?
Но, поймите правильно, студент стал еще более ленив, чем был раньше. Теперь что хочет студент? Не напрягать свои глаза. Он хочет, чтобы все было в мр3 файлах, чтобы он воткнул наушники в уши, ехал в метро и слушал мои лекции. Кстати, нам предлагает, например, издательство «Юрайт» надиктовать свои курсы лекций. Всем очевидно, что через 5 секунд они окажутся в интернете, а через 10 секунд они будут на всех пиратских сайтах. Это же понятно, поэтому мы как преподаватели не соглашаемся на подобного рода авантюры, но такой запрос со стороны студенческой аудитории, безусловно, есть, потому что редко сейчас увидишь студента без наушников… И получается так, что преподавание становится аудированием. Но мы же с вами все-таки педагоги и знаем, что зрительная память и слуховая память лучше всего работают вместе. И нам нужно заставлять своих подопечных получать информацию по разным каналам, поэтому и чтение, и аудиовизуальный ряд здесь должен сохраняться.
Сегодня говорили о комментариях к картинам. У меня есть курс по религиоведческой экспертизе на программе переподготовки “Арт-бизнес” у эстетиков, и я там бесконечно комментирую картинки. А как иначе, если это будущие галеристы и музейщики, и они должны работать с конкретным фондом. Я не могу их таскать по музеям – это дорого и нарушает дисциплину. Но можно хотя бы это все показывать на экране, и приходится это делать, безусловно. И конечно, такая мультимедийная среда позволяет студентам погружаться глубоко в тему, и не важно, на какой идеологической платформе вы с ними стоите, но она чревата размыванием вот этих самых нужных, на самом деле, шор, когда студента все-таки держат, ну, хоть в какой-то узде, и говорят, мол, я понимаю, что есть что-то замечательное, например, в шаманизме, но не надо 24 часа в сутки слушать только шаманские бубны, потому что помимо этого есть еще что-то, что мы по программе с вам должны освоить. Здесь проблема контроля очень актуальна.
И даже если кто-нибудь встанет и скажет, что он православный и скажет, что он хочет слушать только про православные иконы. Ну, хорошо, можно и про православные иконы, и можно долго, но тогда подробно и сложно. И когда начинаешь им про православные иконы со всеми тонкостями говорить, в ответ получаешь непонимание: зачем нам так много? Нам так много по жизни не надо. Ты начинаешь им объяснять, что есть икона, а есть моленный образ, есть еще что-то. Есть искусство, которое мимикрирует под иконы, есть напоминающее иконы творчество, есть ни к чему не сводящееся искусство и т.д. Это все нужно уметь различать.
Много еще чего можно говорить. Вы все специалисты и всё прекрасно понимаете. Так вот, аудитория не воспринимает, не готова воспринимать, и студентов нужно как маленьких детей учить с нуля. Они говорят: Вы книжку написали? – Написал. – Она толстая? – 180 страниц, но из этих 180 страниц нужно только около 100. – Ну, слава Богу, что много не нужно! Дайте нам каждому, но не бумажный вариант – его мы читать не будем, а дайте нам pdf-файл. Что происходит? А происходит коммерциализация образования со всеми вытекающими отсюда последствиями: преподаватель становится гарсоном, который просто по щелчку пальцами приходит к каждому, желающему тебя выслушать, и ты должен перед каждым распинаться. Когда-то я на юрфаке МГУ учился – второе образование получал. Тогда было наоборот - все преподаватели говорили нам: уважаемые слушатели, вы заплатили деньги. Вы – заказчики, которые должны получить максимально качественный продукт, поэтому, во-первых, надо посещать лекции, быть как штык и работать на всех семинарах, писать все контрольные, покупать и читать наши учебники и хрестоматии, а это зачастую 2-х томный учебник и 5-томная хрестоматия могли быть, и сдавать нужно весь материал на полном серьёзе. Только тогда мы потом вас выпустим полноценными специалистами со всеми красными дипломами и с чем только вы ожидаете быть выпущенными. Так и было, кстати сказать, а это были самые бандитские 90-е годы, когда реально среди слушателей были и ребята в аддидасах, малиновых пиджаках, только-только появились мобильные телефоны, поэтому они всячески давали понять, что они сюда пришли не зря – “бойтесь!”. Но их преподаватели не боялись и требовали с них знаний...
В общем-то зная более-менее литературу, в том числе конфессиональную по большому спектру тем (это и Ближний Восток, и Дальний Восток, и Европа), которые мы вынуждены прорабатывать, потому что история религии – общий курс, религиовед способен предложить разнообразный материал и дать грамотные консультации в области истории религии. Не всех религий, конечно, но многих. Не только мировых, но и народностно-национальных. И мы не только авраамическую ветвь берем. Копай вглубь, а мы тебе поможем. Копай-копай, глядишь, докопаешься до того, что немножко твои шоры спадут. Все нормально в этом плане. И даже когда на экзамене конфессионально ангажированный студент получает билет, который ему категорически не хочется отвечать в том ключе академическом, который подразумевается, мы делаем небольшую скидку, если он того заслуживает, например, если он активный студент, хорошо писал все контрольные работы, знает материал учебников, но не согласен с академической оценкой полученной на лекциях информации – нет проблем!