• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Актуальные тенденции в изучении средневековых университетов во Франции : доклад Жака Верже в «Символическом Средневековье»

На минувшей неделе состоялось первое в этом году заседание семинара "Символическое Средневековье", его открыл почетный профессор университета Париж IV и Высшей практической школы, член Академии надписей и изящной словесности Жак Верже. Репортаж об этом событии написала Наталья Тарасова

23 сентября 2015 года вновь распахнул свои двери научный семинар «Символическое Средневековье», пригласив всех желающих на выступление почетного профессора университета Париж IV и Высшей практической школы, члена Академии надписей и изящной словесности, известного специалиста по истории университетов Жака Верже. Доклад, прочитанный профессором на французском языке с последовательным переводом П.Ю. Уварова, был посвящен современным тенденциям в исследовании средневековых университетов во Франции.

Прологом к повествованию об актуальных методах изучения университетов послужило ознакомление с более ранней историографией, заложившей основы в исторической науке об университетах. Среди традиционных работ Ж. Верже выделил историографию Старого порядка, то есть свод текстов, написанных до Революции («История Парижского университета» в шести томах, Де Буле,
1660 г.). Однако, по словам профессора, к этим трудам стоит относиться с критикой и, возможно, редко брать их во внимание, так как они создавались внутри «живой истории», преследуя установленные университетом цели, из-за чего, например, на протяжении длительного времени университет считался монархической, закрытой структурой.

Также в истории исследования университетов профессор выделил второй слой – эпоху конца XIX века во Франции – ренессанс в истории университетов. Последовав примеру Германии, заново воссоздающиеся французские университеты начали искать свои средневековые корни. В связи в этим издавалось большое количество источников по средневековым университетам, среди которых были капитулярии провинциальных университетов (Фурнье) и Капитулярий Парижского университета (Шатлен). Но стоит отметить, что исследователи этого периода также впервые попытались выйти за рамки университетской источниковой базы и обратили внимание на тексты факультетов теологии, искусства и права. Похожие исследования продолжались до 1914 года, но имели незначительное развитие – серьезные монографии не создавались.

Лишь в 1960 – 1968 годах, в связи с расцветом социологии, интерес к изучению средневековых университетов возобновился и произошла вторая волна расширения источниковой базы. На этот раз внимание было уделено постановлениям университетов, счетам, нотариальным актам, документам парижского Парламента и другим источникам, позволяющим произвести качественный сравнительный анализ. В такой же степени заинтересовались проповедями, конспектами, университетскими программами – словом, всем, что содержало ценную информацию о повседневной университетской жизни. Расширение документации и полученных данных привело к появлению работ тематического характера, впрочем, многие из них, расставляя акценты на совершенно разных сферах университетской жизни, были достаточно хаотичны по своей природе. Спустя время такой подход оказался непродуктивным, что, в свою очередь, способствовало развитию компаративного метода изучения истории.

Сегодня историческая наука использует сравнительный анализ данных об университетах, взаимодействуя через три основных направления: социальная история, поддерживаемая антропологией; политическая история и интеллектуальная история. Так, например, на основе статистических данных современный историк университетов может подсчитать численный состав университетов, проанализировать социальное происхождение, положение, возраст родителей студента средневекового университета. Качественный анализ, или анализ антропологического характера, позволяет определить черты ментальности, поведение по отношению к другим людям. Институциональный подход, опирающийся прежде всего на университетские уставы, ставит целью воссоздать дух университета и отвечает на вопросы о том, что такое нация? что такое университетские привилегии? какую роль они играли в жизни людей знания? Политический анализ, осуществляемый внутри институционального, предлагает рассмотреть университет на предмет цензурирования, политическое поведение людей знания и реакцию на изменения в стране. Наконец, третий подход – интеллектуальная история – это работы, посвященные интеллектуальному труду и обращающие внимание на владение языком, степень увлеченности тем или иным предметом, соотношение устной и письменной деятельности, эффективность оценки etc..

Только в совокупности и постоянном сравнении эти подходы обладают перспективами и способны отвечать на вопросы, волнующие историков, поэтому будущее – за компаративистикой, сочетающей синхроническое и диахроническое исследования.

Наталья Тарасова