Антиисламские дискурсы христианской культуры Пиренейского полуострова в средние века: обсуждение докладов Г.А. Поповой и Е.С. Марей
30 октября 2014 года Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар из цикла "Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X - XVII вв.: структурные различия стратегий accommodating cultural differences?"
На дискуссию были вынесены следующие вопросы:
Е.С. Марей
В докладе рассматривается образ Магомета в «Первой всеобщей хронике Испании» Альфонсо Х Мудрого - первом историческом сочинении, созданном на старокастильском языке. Главными источниками «Хроники…» были сочинения Луки, епископа города Туя († 1249), и Родриго Хименеса де Рады, епископа Толедо (1189? - 1247).
В «Первой всеобщей хронике» (как и в хрониках до нее) Магомет предстает обманщиком, изобретателем богопротивной ереси, основанной на ереси николаитов, лжепророком, выдававшим себя за Мессию и т.п. При этом автор не отказывает ему в некоторых положительных качествах, замечая, что тот был сильным, красивым и сметливым юношей, хорошо знал закон христиан и иудеев и имел достаточно выдержки и мудрости, чтобы разрешить спор курайшитов о том, кто возложит магнитный камень.
Тон повествования в «Хронике…» меняется в зависимости от того, какому источнику следует хронист. Так, «История арабов» Родриго Толедского предлагает более взвешенный и лишенный сильной эмоциональной окраски взгляд, тогда как произведение Луки Туйского несет ярко выраженную антиисламскую направленность. Постольку хронист Альфонсо Х черпал свои сведения то из одного, то из другого источника, образ Магомета получается отрицательным, но все же не плоским и не карикатурным.
При написании «мусульманских глав» хронист Альфонсо Х прибегали к «Всемирной хронике» Луки Туйского во много раз чаще, чем при написании глав, скажем, готского цикла. По всей видимости, антиисламский пафос этого произведения оказался им ближе, чем спокойное и обстоятельное изложение Родриго (тоже, впрочем, не испытывавшего к мусульманам никакой любви). Таким образом, на примере истории о Магомете мы можем сделать вывод о принципах историописания при дворе короля Альфонсо Х.
Г.А. Попова
Дискуссия, не менее оживленная, чем в других семинарах нашего субпроекта, концентрировалась вокруг двух вопросов: а) что-то произошло со сравнительно миролюбивой христианской культурой Пиренейского полуострова в 14-17 вв., почему переход к новому времени сопровождался нараставшей нетерпимостью к мусульманам и евреям? Какую роль в этой мрачной тенденции играли религиозные и – более узко – специфически конфессиональные мотивы? д) как объяснить в общем-то поразительный контраст между Московской Русью того же времени и Испанией?