В Москве с успехом прошла Международная школа молодых медиевистов The DYNAMIC MIDDLE AGES II
О том, как проходил отбор участников, об особенностях Школы и о кофе-брейках рассказала Светлана Яцык.
В Москве прошла Международная школа молодых медиевистов Dynamic Middle Ages II, продлившаяся с 7 по 10 октября и организованная Лабораторией медиевистических исследований (при большой поддержке со стороны центральных структур НИУ ВШЭ). Организационное и спонсорское участие приняли также Консорциум университетов Йоркшира "Белая роза" и Университет имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе.
В школе приняли участие 17 аспирантов (докторантов). В отличие от школы 2012 года (Dynamic Middle Ages I), на которой явственно преобладали аспиранты и профессора из России и Германии, в этом году среди участников были граждане Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, Соединенных Штатов Америки, Тайваня и России.
Чтобы принять участие в школе "Динамичное Средневековье II", кандидаты должны были отправить тезисы своего диссертационного проекта на рассмотрение международной коллегии профессоров. В нее вошли Михаил Дмитриев и Фёдор Успенский (Москва), Андреа фон Хюльзен-Эш и Ева Шлотхойбер из Университета имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе, Йоханес Хельмрат из Университета имени братьев Гумбольдт в Берлине, Аннете Кенель из Маннгеймского университета и Грэхэм Лоуд из университета г. Лидс. В качестве младшего члена профессорской коллегии в оценке присланных работ принимала участие Зильке Швандт из Билефельдского университета.
Планируется, что за первым этапом "Dynamic Middle Ages II, который прошел в Москве, последуют еще две ступени школы: вторую организаторы намерены провести в Англии, в университете г. Шеффилда или г. Лидс, осенью 2015 года, а третью – в 2016 году в Германии, в Дюссельдорфском университете им. Генриха Гейне. Предполагается, что участники первой фазы, в случае, если они будут приглашены, примут участие и в последующих этапах "Динамичного Средневековья".
Школа открылась 7 октября.
Участников приветствовали Михаил Анатольевич Бойцов, директор "Динамичного Средневековья", и Сандра Дальке.
За вступительными речами последовали выступления профессоров Аннетте Кенель и Йоханнеса Хельмрата. С небольших пятидесятиминутных лекций приглашенных на Школу профессоров начинались и последующие дни "Динамичного Средневековья" (отметим, что организаторы сократили эти выступления по сравнению с первым "Динамичным Средневековьем", тем самым продемонстрировав интерес и внимание к отзывам участников прошедшей в 2012 году школы). Каждый ученый рассказал о том аспекте динамики в обществе и культуре Средних веков, который ему особенно интересен. Эти лекции носили слегка неформальный характер, поскольку ученые рассказывали о наиболее близких их сердцам источниках, событиях и процессах, сохраняя при этом высокий академизм и позволяя аспирантам заглянуть на свою "научную кухню".
После лекций начиналось обсуждение диссертационных проектов участников Школы. Главная особенность "Динамичного Средневековья" заключается в том, что аспиранты сами не представляли свои исследований. Каждому был назначен оппонент (о том, кто будет анализировать его работу и чей проект ему самому предстоит рецензировать, каждый аспирант узнал приблизительно за месяц до школы); задача оппонента заключалась в том, чтобы за пятнадцать минут пересказать ключевые тезисы будущей диссертации, обозначить ее сильные и слабые стороны и, по возможности, дать некоторые рекомендации для дальнейшей работы. Распределяя исследования между участниками, организаторы стремились поручить каждому разбор проекта как можно более далекого от области его собственных научных интересов. Так, Денис Сухино-Хоменко, занимающийся знатью в Англии до нормандского завоевания, выступил с презентацией проекта Франчески Потенца, посвященного созданию агиографического досье святого Пантелеймона; Татьяна Шингурова, изучающая репрезентацию власти в Ирландии, оппонировала Андрашу Крафту, который исследует византийскую теологию времени; а Светлане Яцык, чья диссертация посвящена представлениям о святости в XIII веке, достался доклад посвященный влиянию монгольского завоевания на экономику Анатолии.
После выступления оппонента автор получал возможность осветить те стороны своего исследования, которые предыдущий оратор по какой-то причине оставил в тени, и сжато ответить на основные замечания. Впрочем, поскольку все участники отдавали себе отчет в том, что выступление на Школе - это своего рода репетиция "настоящей" защиты диссертации, никто не стремился "оправдаться" и доказать несостоятельность полученных критических ремарок.
За коротким выступлением автора следовала живая дискуссия, в которой принимали участие остальные аспиранты, профессора и гости школы. Участники и профессора должны были ознакомиться со всеми проектами заранее и во время обсуждения чувствовалось, что многие замечания и советы родились во время вдумчивого чтения проекта, а не в ходе презентации.
Участников приветствовали Михаил Анатольевич Бойцов, директор "Динамичного Средневековья", и Сандра Дальке.
За вступительными речами последовали выступления профессоров Аннетте Кенель и Йоханнеса Хельмрата. С небольших пятидесятиминутных лекций приглашенных на Школу профессоров начинались и последующие дни "Динамичного Средневековья" (отметим, что организаторы сократили эти выступления по сравнению с первым "Динамичным Средневековьем", тем самым продемонстрировав интерес и внимание к отзывам участников прошедшей в 2012 году школы). Каждый ученый рассказал о том аспекте динамики в обществе и культуре Средних веков, который ему особенно интересен. Эти лекции носили слегка неформальный характер, поскольку ученые рассказывали о наиболее близких их сердцам источниках, событиях и процессах, сохраняя при этом высокий академизм и позволяя аспирантам заглянуть на свою "научную кухню".
После лекций начиналось обсуждение диссертационных проектов участников Школы. Главная особенность "Динамичного Средневековья" заключается в том, что аспиранты сами не представляли свои исследований. Каждому был назначен оппонент (о том, кто будет анализировать его работу и чей проект ему самому предстоит рецензировать, каждый аспирант узнал приблизительно за месяц до школы); задача оппонента заключалась в том, чтобы за пятнадцать минут пересказать ключевые тезисы будущей диссертации, обозначить ее сильные и слабые стороны и, по возможности, дать некоторые рекомендации для дальнейшей работы. Распределяя исследования между участниками, организаторы стремились поручить каждому разбор проекта как можно более далекого от области его собственных научных интересов. Так, Денис Сухино-Хоменко, занимающийся знатью в Англии до нормандского завоевания, выступил с презентацией проекта Франчески Потенца, посвященного созданию агиографического досье святого Пантелеймона; Татьяна Шингурова, изучающая репрезентацию власти в Ирландии, оппонировала Андрашу Крафту, который исследует византийскую теологию времени; а Светлане Яцык, чья диссертация посвящена представлениям о святости в XIII веке, достался доклад посвященный влиянию монгольского завоевания на экономику Анатолии.
После выступления оппонента автор получал возможность осветить те стороны своего исследования, которые предыдущий оратор по какой-то причине оставил в тени, и сжато ответить на основные замечания. Впрочем, поскольку все участники отдавали себе отчет в том, что выступление на Школе - это своего рода репетиция "настоящей" защиты диссертации, никто не стремился "оправдаться" и доказать несостоятельность полученных критических ремарок.
За коротким выступлением автора следовала живая дискуссия, в которой принимали участие остальные аспиранты, профессора и гости школы. Участники и профессора должны были ознакомиться со всеми проектами заранее и во время обсуждения чувствовалось, что многие замечания и советы родились во время вдумчивого чтения проекта, а не в ходе презентации.
Из-за насыщенности расписания, которого, благодаря бдительности модераторов, мы придерживались строго, у участников не всегда было времени задать все вопросы и озвучить все идеи, поэтому обсуждение проектов продолжалось во время перерывов на кофе и ланч. Эта "неофициальная" часть Школы заслуживает особенного внимания: атмосфера кофе-брейков, обедов и ужинов располагала всех участников к свободному обмену мнениями, не стесненному привычными иерархическими рамками. За кофе и вкуснейшими круассанами (которых, благодаря стараниям Марии Александровой и волонтеров, всегда было в избытке) профессора, участники и гости школы обсуждали не только представленные проекты, но и разнообразные методологические вопросы, делились практическим опытом написания заявок на стипендии и публикации источников, обменивались статьями и книгами из своих электронных библиотек и, конечно, заводили знакомства, которые однажды могут оказаться очень полезными.
10 октября "Динамичное Средневековье" из светлого зала нового корпуса Высшей школы Экономики перенеслось в музеи Московского Кремля. Участники прослушали лекцию про коронации русских царей и императоров, а затем посетили Грановитую палату, где и выставлены те венцы, о которых говорилось в лекции.
Светлана Яцык.
В отчете использованы фотографии Евгения Маркова.
Дата
24 октября
2014
В статье упомянуты