Семинар «Europa latina в Средние века перед лицом исламского Востока: нарративы, дискурсы, термины»
25 февраля 2014 года Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X - XVII вв.: структурные различия стратегий accommodatingculturaldifference?» Его темой стало «Europa latina в Средние века перед лицом исламского Востока: нарративы, дискурсы, термины».
25 февраля 2014 года Лаборатория медиевистических исследований провела очередной семинар в рамках исследовательского проекта «Христиане перед лицом Ислама. Византия, Русь, «латинский Запад», X - XVII вв.: структурные различия стратегий accommodatingculturaldifference?»
Его темой стало «Europa latina в Средние века перед лицом исламского Востока: нарративы, дискурсы, термины». В этот раз семинар собрал 12 участников, большинство которых напрямую вовлечено в упомянутый исследовательский проект.
Старт семинару дало яркое (как обычно) выступление нашей коллеги из ИВИ С.И. Лучицкой (в.н.с., д.и.н., Центр исторической антропологии ИВИ РАН) на тему «Латинские биографии о Мухаммаде XII в.: общее и особенное». В докладе было проведено сравнение трех биографий Мухаммада, принадлежащих перу средневековых писателей XII в. (Гвиберта Ножанского, Готье Компьенского и Эмбрико Майнцского). Эти тексты были рассмотрены в контексте латинской традиции изображения пророка ислама (т.н. легенды о Магомете). Автор искала ответ на вопрос о том, какие новые (по сравнению с предшествующим периодом) представления об исламе отражены в этих литературных памятниках. В частности, были проанализированы некоторые общие тенденции изменения образа ислама в эпоху зрелого Средневековья (например, переход от оценки ислама как язычества к интерпретации учения Мухаммада как некоей разновидности ереси).
Второй очень интересный доклад (с большим количеством блестящих иллюстраций) был сделан Л.А. Чечик (аспирантка, Отделение истории искусства, Исторический факультет МГУ), и он был посвящен теме «Великий турок и другие мусульмане в венецианской живописи XV-XVI вв.». Речь шла, в частности, о том, как в венецианской живописи отразилась победа при Лепанто (1571 г.). В целом, однако, как и следовало ожидать, живопись Беллини, Веронезе, Тициана и их современников никакого специфического антиисламского «драйва» не несет. Напротив, она отдает дань модной в ту эпоху в Европе «туркофилии».
В дискуссии обсуждался следующий круг вопросов: тенденция к «демонизации» мусульман и образа пророка Муххамада в текстах XII-XIII века; утверждения французского исследователя Д. Иони-Пратта о том, что в эту эпоху создаваемые монашеством «социология» и «антропология» христианского общества на Западе Европы вела к жесткому исключению из него нехристиан (евреев и мусульман); соотношение «исламофобских» дискурсов с нейтральными по отношению к исламу высказываниями о мусульманах; пределы «туркофилии» в Европе раннего Нового времени и эвентуальная не-типичность модальности встречи Венецианской республики с исламом.
Работа семинара будет продолжена.